Презентация к уроку истории Древнего мира по теме Восстание Спартака
Проверка домашнего задания– Почему в Римском государстве вспыхнула вражда между различными группами его населения?– Кто стал инициатором нового земельного закона?– Как отнеслись к новому закону сенаторы? Почему?– Смогли ли братья Гракхи добиться поставленных целей?
Восстание СпартакаИстория древнего Рима в первые века до н.э. насыщена событиями, связанными с классовой враждой. Сегодня мы познакомимся с событиями крупнейшего восстания рабов древности – восстанием Спартака. (Тему урока запишем в тетрадях)
Источники рабства в Древнем РимеЗахват пленниковв войнахКак люди попадали в рабство?Захват пиратами людейи продажа их в рабствоРабство жителей провинций за неуплату налогов Дети рабовстановились рабами
В Древнем Риме рабы были у каждого уважающего себя римлянина. Их называли «говорящим орудием». Особое место среди рабов занимали гладиаторы.Кто знает, кого называли гладиаторами? ( Сделайте предположения)
Запись в тетради Гладиаторы – рабы-бойцы, участвующие в сражениях-представлениях
Гладиаторские бои становились ярким зрелищем, в котором гладиаторы сражались не на жизнь, а насмерть. Вот как Байрон описывает гладиаторский бой:Цирк вкруг бойца плывет, он умирает.А в честь убийцы вопль звериный не смолкаетОн слышит, но не внемлет, взор егоС душою вместе над землей витает.Что жизнь ему, и приз, и торжество?Пред ним шалаш на берегу Дуная.И детворы его играет стая,И там их мать… И вот,Отец зарезан… Римлян забавляя…
Жизнь гладиаторов была незавидной, и в 74 г. до н.э. произошло крупнейшее в древности восстание рабов, которое возглавил один из гладиаторов – Спартак
Биография СпартакаСпартак родился во Фракии (рассказ учащегося сопровождается показом объектов на карте). Он сражался против римлян, попал в плен и за свою храбрость был зачислен в легион, где проявил отвагу.За отличия в войне против Митридата был назначен деканом – начальником отряда из десяти человек и заслужил почетную награду – гражданский венок.Когда римляне снова начали войну против фракийцев, Спартак бежал и стал сражаться в рядах своих соотечественников против римлян.Раненый он снова попал в плен к своим врагам; смертная казнь предписанная законом была заменена ему службой гладиатором.Спартак превосходил своих соперников по силе и ловкости, участвовал более чем в ста боях и ни разу не был серьезно ранен. Спартак заслужил себе великую славу во всех амфитеатрах Италии.
Работа с историческим документомВопросы к документу:– Как называется документ, и к какому виду источников он относится?– Назовите автора документа – В каком городе находилась школа гладиаторов, о которой рассказывает автор? – Кому принадлежала эта школа?– Предположите, богат ли был владелец гладиаторской школы, почему? – Гладиаторы из каких государств находились в школе гладиаторов? – Как хозяин обращался со своими рабами?
Работа с историческим документом– Были ли довольны рабы своим положением? Что они предприняли? – Много ли гладиаторов содержалось у хозяина школы? – Почему не всем гладиаторам удалось бежать? – Сколько рабов бежали? – Чем были вооружены беглецы? Предположите, почему они не смогли взять оружие, с которым выходили в бой? – Можно ли сказать, что школа Капуи была не единственной в Италии? Почему? – Как автор документа относится к Спартаку, а как к хозяину рабов. Ответьте словами из документа. – А как вы думаете, правильно ли поступили рабы? Почему?– Как вы думаете, что больше ценно для автора документа – рабовладение и жестокость или отвага, физическая сила, ум и доброта? Почему? – Осуждает ли автор поступок рабов? Почему?– Что нового помог узнать вам этот документ?– Найдите в тексте документа причины, по которым рабы совершили побег?
Запись причин восстанияНасильственное держание рабов в школе гладиаторов.Несправедливое и жестокое обращение хозяина по отношению к рабам.
Ход восстанияБеглецы стазу же покинули Капую.Лагерь они устроили на вершине вулкана Везувий, куда стали сбегаться рабы из окрестных имений. Армия Спартака быстро росла.
Работа с учебникомВопросы к прочитанному(стр247-250):– Как римлянам удалось заточить в ловушку армию Спартака? Ответьте словами из текста учебника.– Почему Спартак не смог переправиться на Сицилию?– Что предложил Спартак своим товарищам?– Что по-вашему помешало армии Спартака переправиться через укрепления Красса?
Работа с иллюстрацией
Работа с иллюстрацией– Какое событие изображено? К чему оно относится: к политическому событию, историческому деятелю, военной операции, повседневной жизни?– Каково место действия изображенного?– Кто изображен на картине? Легко ли определить социальное положение изображенных? По каким признакам вы определили их социальное положение?– Все ли изображенные на иллюстрации показаны равноценно?– Как показаны рабы, как воины из римской армии?– Можно ли по лицам изображенных определить их отношение друг к другу?– Какие краски использовал художник, изображая это событие? – Попробуйте по картине предположить исход битвы. Почему так решили?Как вы думаете, почему войско Спартака потерпело поражение?
Запись причин поражения Неопытность воинов армии Спартака.Отсутствие четкого плана действий восставших.Обман пиратов.
Работа с лентой времени
Значение восстанийВосстание Спартака глубоко потрясло Древний Рим и его рабовладельческий строй. Оно вошло в мировую историю как крупнейшее восстание рабов во все времена. Оно ускорило переход государственной власти в Риме от республиканской формы правления к императорской. Созданная Спартаком военная организация оказалась настолько крепкой, что в течение длительного времени могла с успехом противостоять отборной римской армии.