Презентация по русскому языку на тему Эпистолярный жанр
Урок в 5 классе по теме : «Пишите письма».Учитель МБОУ Матвеево – Курганской сош №1 Фомина Марина Васильевна
Цели урока:Образовательные:Расширение сведений об эпистолярном жанре- письмо.Обучение написанию писем разной стилевой принадлежности.Повторение темы «Постановка знаков препинания в предложениях с обращением, вводными конструкциями».Воспитательные:Возродить российские традиции эпистолярного жанра. Сконцентрировать внимание школьников на ценностях родного языка.Развивающие:Развитие коммуникативных способностей учащихся.Развитие речи учащихся.Обучение выразительному чтению.
Афоризм (гр.) – изречение, выражающее какую-либо обобщенную мысль. Корреспондент – человек, ведущий переписку. Постскриптум (лат.) – после написанного – приписка к оконченному и подписанному письму, обычно обозначается латинскими буквами P.S. Адресат – тот, кому адресовано письмо. Каллиграфия – искусство четкого красивого письма. Графика – начертания письменных или печатных знаков, букв.
Эпистола – письмо, послание.Эпистолярный – свойственный письмам, написанный в форме писем, состоящий из писем.
Признаки эпистолярного жанра:начало, содержащее уважительное обращение;головная часть, в которой раскрывается содержание письма;концовка, где суммируется написанное;иногда постскриптум. (Р.S. — приписка к законченному письму после подписи).
Приветствие. Вступление. Основная часть. Заключение. Подпись, дата. Части письма.
Схема - опора
Адресат – получатель, лицо, которому адресовано почтовое отправление, телеграмма. Адресант – отправитель, лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление.
Первые письма отправлялись только в военных целях и были широко распространены в Ассирии, Персии, Египте.
Но, самой прославленной и организованной была история письма Древнего Рима. Юлий Цезарь создал государственную почту, и, перевозки писем стали упорядоченными.
Большие торговые дома содержали своих курьеров и даже организовали перевозку посылок и писем.
В Европе правители ленились организовать свою систему связи, а предпочитали, как и в древности, пользоваться курьерами.
Церковь поддерживала регулярную переписку между своими членами, и у нее была своя монастырская почта, работающая при помощи странствующих монахов.
Кочевая почтаВ Сибири у кочевников тундры холодного Таймыра был свой способ доставки писем.Едет человек на оленях, спрашивает встречного, куда тот держит путь. Если в подходящем направлении, передает ему письмо.Так послание и переходит из рук в руки, пока не дойдет до адресата.Кочевая почта всегда работала быстро, на совесть. Передать письмо в нужные руки каждый считал делом своей чести.
На Руси первые письма и документы представляли собой берестяные грамоты.
Прогресс техники отразился на прогрессе почты. Ведь почта – важная часть общечеловеческой цивилизации.
На трактах России в прошлом веке было свыше 3 тысяч почтовых станций. Среди них — станция возле деревни Выра на пути из Петербурга в Псков.
Письма – маленькие путешественники. Из города в город они едут на поезде, плывут на пароходе, летят на самолёте, но когда не было ещё почтового транспорта, существовал ещё один вид доставки писем.Это была голубиная почта. Она служила человеку веками. Её использовали ещё египетские фараоны, персидские цари, греческие и римские полководцы, мореплаватели.
Бутылочная почта известна с глубокой древности. Существует предание, что изобретателем ее был некий ученый грек, живший за 300 лет до новой эры.
В Сибири у кочевников тундры холодного Таймыра был свой способ доставки писем.Едет человек на оленях, спрашивает встречного, куда тот держит путь. Если в подходящем направлении, передает ему письмо.Так послание и переходит из рук в руки, пока не дойдёт до адресата. Доставить письмо – было делом чести.
Письма с фронта. Они не шли в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольником. Вот так…Писем белые стаиПрилетали на Русь.Их с волнением читали,Знали их наизусть.Эти письма, понынеНе теряют, не жгут,Как большую святынюСыновьям берегут.
Письма с фронтов Великой Отечественной войны — документы огромной силы. В пропахших порохом строках — дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…
Откуда к нам пришло слово «почта»?Боярин Ордин-Нащёкин был образованным, талантливым человеком. Именно он был создателем почтовой связи с зарубежными странами. При подписании договора о мире с Польшей он включил в него пункт о «правильной почте» между двумя государствами.Так в русском языке появилось слово «почта». На польском и некоторых других языках оно по звучанию было близко к слову «дорога».
Сейчас история почтового письма отсчитывает последние дни. Многие перешли на электронные письма, появились мобильные телефоны и смс сообщения.
Письмо Деду Морозу по электронной почте не пришлёшь…
Письма имеют большое значение в жизни людей. С помощью писем люди общаются на расстоянии, сообщают новости из своей жизни, поддерживают друг друга в трудные минуты и разделяют радость.
Алфавит является последним явлением в истории письма. Этим названием обозначается ряд письменных знаков, расположенных в известном постоянном порядке и передающих приблизительно полно и точно.
Любое письмо состоит из трех частей1.Начало Здравствуйте...........Привет.................Дорогой................Милый друг............2.Основная частьБольшое спасибоочень прошу васот всего сердца3.Конец С уважениемДо свиданияЗаранее благодарен
Другу, родственнику или хорошему знакомому. - Искренне твой (ваш).- Преданный тебе (вам).- Твой (Ваш).- Твой искренний друг.- Любящий тебя.- Твой любящий сын.- Целую.Речевые модели:Недостаточно хорошо знакомым людям или официальным лицам обычно пишут:- Искренне ваш.- С почтением.- С уважением.
Речевые модели:Я просил(-а) бы тебя…Я предложил (-а) бы… Я советовала (а) бы…написать, ответить, позвонить, сообщить и т.д.У меня к Вам (к тебе) большая просьба…Очень прошу Вас (тебя)…Будьте любезны (будь любезен)…Если Вам (тебе) не трудно…Обращаюсь к Вам (к тебе) с просьбой…
Советы пишущему письмо:1.При написании письма соблюдайте грамматику, пунктуацию. 2.Сначала поздоровайтесь с собеседником, позже напишите пару приятных строк, о себе, о своей жизни, спросите как погода, как жизнь .3. В письме вы рассказываете о себе, о том чего добились в последнее время, что понравилось а что не очень. 4.Если вы хотите напомнить о себе побольше, вспомните ваши встречи, отдыхи, прогулки, пусть на него навеют эти события, и вы хотя бы мысленно встретитесь. 5.В конце письма лучше всего оставить свои контакты, написать что ждете ответа. Можно нарисовать что- нибудь смешное и поднимающие настроение:)
Викторина.1.Сообщение , поздравление, просьба, написанные на бумаге ,предназначенные для отправки на расстоянии.2.Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания.3.Пункт назначения письма местонахождение лица , которому оно предназначено.4.Цифровое условное обозначение населенного пункта.5.Человек, разносящий письма, посылки ,телеграммы.(письмо)(конверт)(адрес)(индекс)(почтальон).
Домашнее задание:с помощью речевых моделей написать письмо и попросить :друга приехать у вам на каникулы;дедушку сообщить о состоянии здоровья;товарища рассказать о новой выставке в городе.
Спасибо за внимание! Пишите письма!Использованные ресурсы.http://festival.1september.ru/http://school-collection.edu.ru/«Школьная риторика 6 класс» под редакцией Т.А. Ладыженской, часть 2