Типология уроков в дидактической системе деятельностного подхода
Современный урок в аспекте содержания ФГОС Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции. В .А .Сухомлинский С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он начинается, уроком заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается на уроках.Ю.А. Конаржевский Если вы заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться. Марк Твен Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей.А.С. Макаренко Генезис урока Этимология слова «урок» в российской педагогике отмечена в X веке. Суть понятия – словесная передача сведений.Урок – часть культурно- исторического явленияЗапрет, договор, правилоПоучение, назиданиеПамятка Сказывать урок (пересказывать готовый текст)Писать уроки (т.е. записывать части готовой книги)Задать, выучить, спрашивать, задать, дать урок (16 в.)Урочные часы, урочные годы, урочные летаМерные урокиЭкзерциции (синоним «урока» в 18 в.)19 в. – термин «урок» прочно вошел в педагогическую терминологию России 1. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению и создаются условия для индивидуального развития каждого ребенка.2. На уроке реализуются идеи гуманизации образования.3. На уроке реализуется деятельностный метод к обучению.4. Организация урока динамична и вариативна.5. На уроке используются современные педагогические технологии. Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками: Приоритетными задачами школьного образования становится развитие у учащихся способности: самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации,контролировать и оценивать свои достижения. Кредо успешного педагога Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра.Джон Дьюи «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее добывать» А. Дистервег В основе ФГОС – системно-деятельностный подход Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам !!! в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, называется деятельностным методом. Характерной чертой технологии деятельностного метода обучения является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом «Я слышу – я забываю.Я вижу - я запоминаю.Я делаю - я усваиваю».«Скажи мне, и я забуду,Покажи мне, и я запомню.Дай мне действовать самому, и я научусь». Китайские мудрости: . Лекция – усваивается 5 % информации. Чтение – 10%. Аудиовизуальные средства – 20 %. Демонстрация – 30%. Дискуссии – 50%. Практические действия – 70%. При обучении других усваивается -90% информации. Важно! Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов: 1. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.3. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.6. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Типология уроков в дидактической системе деятельностного методаУроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы: Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. 1. УРОК «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. 2. УРОК РЕФЛЕКСИИ Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно- методических линий. 3. УРОК ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. 4. УРОК РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. Критерии результативности урока по ФГОС Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.). Критерии результативности урока по ФГОС Кто не знает, куда направляется, очень удивится, что попал не туда. М.Твен На уроке учителю необходимо: . Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других, пока продолжаешь работать над собственным образованием… А. Дистервег …во времена перемен для прилежного ученика открыт целый мир. Тот же, кто считает, что уже всему научился, оказывается прекрасно подготовленным для жизни в мире, которого уже не существует... Эрих Хоффер Хоть выйди ты не в белый свет,А в поле за околицей,-Пока идёшь за кем-то в след, Дорога не запомнится.Зато, куда б ты ни попалИ по какой распутице,Дорога та, что сам искал,Вовек не позабудется!