ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К УЧАЩИМСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К УЧАЩИМСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ Исполнитель: Степанов Владимир Данилович
ВВЕДЕНИЕ Разрушается миф об «одинаковости» всех детей. Появляются разнообразные методы и формы обучения и воспитания детей, в том числе одаренных, с аномалиями развития и плохо адаптирующихся к социальным нормам. В связи с этим проблема дифференциации обучения находиться в центре внимания педагогических коллективов. Проблемой дифференцированного обучения является предметом многих ученых: С.А.Алексеев, И.Унт, Н.П.Гузик, В.М.Монахов, И.Н. Закатова и др.
Актуальность Дифференциация обучения сегодня прочно вошла в практику работы общеобразовательной школы. Однако часто реализация дифференцированного обучения в школе осуществляется фрагментарно, без системы, затрагивая лишь отдельные аспекты образовательного процесса. Отсюда следует, что обучение всех детей по унифицированным программам не может обеспечивать полноценного физического развития учащихся. В этой ситуации дифференцированный подход обеспечивает индивидуальный темп обучения и определяет меру учебной нагрузки в «зоне ближайшего развития» учащегося.
ЗадачиИзучить особенности дифференцированного подхода к организации по обучению двигательным действиям;Дать представление о методике, которая учитывала бы особенности занимающихся, причем с возможностью перехода учащихся из одной группы в другую;Дифференцированное развитие физических качеств учащихся;Укрепление здоровья и достижение определенных спортивных результатов;Создание условия для самовыражения учащихся;
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯДифференциация в переводе с латинского "difference" означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ Дифференцированное обучение - 1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа); 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) — это: 1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента; 2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих осуществление процесса обучения в гомогенных группах.
ВИДЫ И ФОРМЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей по возрастному составу(школьные классы,возрастные параллели)по полу (муж., жен., команды)по области интересов (по профилю)по уровню здоровья (СМГ, физгруппы) по личностно-психологическим типам(типу мышления, темпераменту) по уровню умственного развития (уровню достижений);
Вывод по 1 главеТаким образом, при построении системы дифференцированного обучения следует, прежде всего, выбирать такие его виды, которые:— реальны в рамках имеющихся дидактических возможностей (диагностический инструментарий, учебно-методическая база);— диктуются насущной необходимостью ситуации (результатами диагностики, требованиями родителей, социальным заказом);— обещают наибольшую эффективность и результативность обучения;— не приводят к отрицательным последствиям, упущениям, недоработкам в формировании личности ребенка;— обеспечены кадрами соответствующей квалификации (учителя-специалисты, педагоги - реабилитаторы, психологи, корректоры, медики).
ТЕХНОЛОГИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ( ТДФО)Под дифференцированным физкультурным образованием понимается целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей.ТДФО - это способ реализации содержания дифференцированного физкультурного образования посредством системы средств, методов и организационных форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования. Содержание ТДФО - это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний и методических умений и технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства.
Виды дифференциации подгрупп на уроках физической культурыпо половому признаку ( юноши, девушки)по группе здоровья (основная, подготовительнаяСМГ, ЛФК) по уровню физической подготовленностис другим учебным предметом (с русским языком)
ОСОБЕННОСТИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ДВИГАТЕЛЬНЫМ НАВЫКАМ Учитывать состояние здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности.Различаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.Контролировать физические нагрузки по частоте сердечных сокращений перед началом и после окончания занятия.Тщательно планировать урок.Подобрать методику, которая учитывала бы особенности занимающихся, причем с возможностью перехода учащихся из одной группы в другую; Найти средства и методы, способствующие развитию не только двигательных функций детей, но и развитию устойчивого интереса к занятиям физической культурой ( игры, музыку, карточки- задания, помощь в судействе)
Ю.Г. Коджаспиров сказал: Хорошо бы заниматься на фоне положительных эмоций, а не принуждать себя и детей работать вопреки желанию, через «Не хочу!”» стиснув зубы и мобилизовав всю свою силу воли. Иметь счастливую возможность учить и учиться с удовольствием, а не по принуждению.”
Требования к проведению занятий с детьми разного уровня подготовленности Величина нагрузки всегда планируется разная В более слабых группах дети раньше заканчивают выполнение заданий, у них остается больше времени для отдыха и восстановления. Для обучающихся, имеющих недостаточный уровень физической подготовленности, можно использовать карточки индивидуальных заданий с указанием упражнений, последовательности их выполнения, дозировки. Двигательный режим со слабыми детьми осуществляется при частоте пульса до 130-150 уд/мин.
Требования к проведению занятий с детьми разного уровня подготовленностиПри проведении упражнений в игровой или в соревновательной форме слабые ученики распределяются по всем командам и чаще проводится замена этих игроков. Если преодолевается полоса препятствий, часть из них исключается для слабых детей. В эстафетах более подготовленные школьники начинают и заканчивают эстафеты и при необходимости делают два повторения. При выполнении заданий в парах дети должны подбираться по силам и им даются разные по сложности упражнения
ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМВ подготовительной части урока задания выполняются всеми детьми, но для более слабых:Снижается нагрузка; Уменьшается время выполнения заданий, их объем, интенсивность; Количество повторений, темп движения; Даются более простые подводящие и подготовительные упражнения; Разрешается делать более частыми и длительными паузы отдыха.
Организация учеников в основной части может быть различной в зависимости от этапа обучения. Первый этап – ознакомление с новым учебным материалом.Занятие проводится одновременно со всем классом, все отделения получают одинаковое задание, например, выполнить новые упражнения, показанные учителем.
Второй этап обучения – разучивание и закрепление учебного материала.Рационально давать разные учебные задания каждой группе:одной – подготовительные или подводящие упражнения, выполняемые в облегченных условиях; другой – усложненные подводящие упражнения; третьей – действие в целом, но в облегченном варианте и т.д.. Например, кувырок вперед: слабо подготовленные ученики выполняют его на наклонной плоскости в облегченных условиях, а хорошо подготовленные – на гимнастических матах в обычных условиях.
Третий этап – совершенствование двигательного действия. Может получиться так, что для школьников, подготовленных наиболее слабо, третьего этапа вообще не будет – они не достаточно хорошо освоили учебный материал. Эти дети продолжают работу второго этапа, хотя и несколько усложненную. Более подготовленные дети выполняют упражнения в соревновательных условиях или изменяющихся усложненных условиях (применение отягощений, повышенная опора, различные сопротивления), а так же для них увеличивается число повторений и число прохождения круга. Менее подготовленные обучающиеся работают в стандартных условиях. .
Заключительная часть урокаВ заключительной части урока класс объединяется в одну группу, все ученики выполняют одинаковые упражнения. Исключения составляют те случаи, когда по расписанию урок физической культуры последний и в конце его можно провести игру большой подвижности, участие в такой игре менее подготовленных детей ограничивается!!!!
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТОК ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯПрирост результата; Максимальный результат;Теоретические знания;Техника выполнения двигательного действия;Умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность;Прилежание;
Вывод по 2 главеТаким образом, дифференцированный подход осуществляется по четырем направлениям: 1. Изучение и учет индивидуальных особенностей учащихсяа) изучение возрастных, половых и морфофункциональных особенностей учащихся; б) учет данных медицинского осмотра;в) учет показателей контрольных данных; г) анализ состояния здоровья, степени овладения умениями и навыками;2. Управление деятельностью учащихся: а) распределение учащихся на группы; б) определение физической нагрузки; в) дифференциация содержания, объема и интенсивности учебной и тренировочной нагрузки; г) организационно-методические мероприятия;
3. Активизация самостоятельной деятельности учащихся: а) определение модельных ОФП и СФП, составление таблиц тестирования б) разработка индивидуальных заданий; в) определение индивидуальных подходов к оценке динамики индивидуальных результатов; г) разработка системы дифференцированных домашних заданий; д) составление карточек-заданий для групп учащихся. 4. Дифференцированное выставление оценок
СовершенствованиеДвигательногодействияинтеграцияизменение времениработы и отдыха
Заключение В связи с тем, что существенного улучшения здоровья и физического развития детей и подростков за последние годы не отмечается, особенно актуальной является проблема физического воспитания и адаптации детей после перенесенных заболеваний. Занятия физическими упражнениями должны быть направлены не только на совершенствование физической подготовленности и овладение двигательными умениями и навыками, но и на нормализацию или улучшение функций систем и органов детского организма.
Библиография1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. Учебник. М.: Просвещение, 1990. 2. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник. М.: Советский спорт, 2003. 3. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. М.: Советский спорт. 2003. 4. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1, 5.. Лях В.И., Мейксон Г.Б., Кофман Л.Б. Концепция физического воспитания детей и подростков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1, 6.. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. 3-е изд. СПб.: Издательство «Лань», 2003. 7. Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ст -тов физ. культуры. Изд 2-е. испр. и доп. (в 2-х т.). М.: «Физкультура и спорт», 2006.8..Селевко Г.К. « Современные образовательные технологии», Москва,« Народное образование»1998г.9.. Селевко Г.К. Дифференциация обучения» Ярославль, 1995г.10. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 11. Унт И. « Индивидуализация и дифференциация обучения» Москва « Педагогика» 1990г.
ПримечаниеПрограммы образовательных учреждений
Карточки - задания