Прзентация по экономике на тему: Этапы становления рыночной экономики в РФ
Типы экономических систем
Экономическая система — это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества, единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.
Принято выделять следующие основные типы экономических систем: традиционную, командную, рыночную и смешанную.Экономические системы возникли при решении экономических проблем, связанных с распределением ограниченных ресурсов и наличием альтернативных издержек. Иными словами, перефразируя понятие, экономическая система – это способ, по которому формируется хозяйственная жизнь в стране, обществе; способ, по которому принимаются решения о томЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.В основе наиболее популярной классификации хозяйственных систем лежат принцип деления по двум основным признакам, а именно:Форма собственности на средства производстваСпособ координации и управления хозяйственной деятельностью в странеТаким образом, исходя из данных критериев, мы можем установить некоторое деление и выделить несколько типов экономических систем, каждому из которых отведено определенное место в структуре реальных экономических отношений, происходящих в той или иной стране мира.
Традиционная — практика использования редких ресурсов обусловлена сложившимися в обществе традициями и обычаями. Характеризуется на широком применении ручного труда в производстве, а орудия труда, применимые совместно с ручной силой, малопроизводительны, в их основе лежат устаревшие по меркам развитых стран технологии. Распространена подобная система в странах третьего мира со слаборазвитой экономикой.Вопрос о том, «КАК, ЧТО и ДЛЯ КОГО?» производить, в традиционной экономике решается на основе традиций, передаваемых из поколения в поколение.
Капиталистический тип экономической системы (или чистый капитализм) характеризуется в первую очередь частной собственностью на ресурсы и средства производства, регулированием и управлением системой экономических отношений посредством рыночного распределения и соответствующей продукции с установлением оптимальных (рыночных) цен, обеспечивающих необходимый баланс спроса и предложения. Богатство в обществе в таком случае распределяется крайне неравномерно, а основными экономическими субъектами являются автономные производители и потребители материальных и нематериальных благ. Роль государства в экономических отношениях очень низка. Здесь нет единого центра экономической власти, но регулятором подобной формы организации экономических отношений выступает система рынков, в которой каждый из субъектов стремиться извлечь собственную, индивидуальную выгоду, но не коллективную. Производство осуществляется лишь по наиболее выгодным, максимально рентабельным направлениям, а потому некоторые категории благ (их еще называют общественными) могут оставаться невостребованными у производителя, в силу своей малой прибыльности и иных факторов, несмотря на наличие спроса со стороны общества.
Таким образом, достоинствами данной формы организации хозяйственной жизни являются:Наиболее эффективное распределение ресурсов в соответствии с рыночными механизмами (так называемая «невидимая рука рынка»)Свобода в выборе направления для предпринимательской деятельностиНепременное повышение качества товаров и услуг в условия конкурентной борьбыПоявление новых продуктов на рынке и одновременно стимулирование научно-технического прогресса.
Недостатками же являются:Крайне неравномерное распределение доходов в обществеОриентированность производителя на платежеспособного клиентаИнфляция и безработица, нестабильность развития экономики (возможность дефолта, девальвации и т.д.), как следствие – социальная нестабильностьНедостаток в финансировании сферы образованияВозможное снижение конкуренции вследствие создания монополийОтрицательное влияние производства на экологию, значительное потребление природных ресурсов.
Представленный выше чистый капитализм имеет свой антипод (противоположность) в лице централизованной (командно-административной) системы, характеризуемой государственной собственностью на все материальные ресурсы и принятием важных экономических решений посредством коллективных совещаний и централизованного экономического планирования. Иными словами, средства производства (земля, капитал) сосредоточены в руках государства – ведущего экономического субъекта, а о экономической власти можно говорить как о централизованной.
Важно учитывать, что рынок не определяет баланс экономических сил (не влияет на то, какие компании и что производят, какие из них выдержат конкуренцию), цены на товары и услуги определяются правительством. Центральный плановый орган (ЦПО) осуществляет распределение изначально имеющейся и готовой продукции, в его компетенцию входит задача о том, какая продукция должна производиться и в каком количестве, какого будет качество этой продукции, из каких ресурсов и сырья будет производиться. Как только данные вопросы будут урегулированы, ЦПО передает заказ (осуществляет директивы) конкретным предприятиям с указанием необходимых деталей. Стоит отметить, что предприятия, находящиеся на территории страны, также принадлежат государству.
Подводя итог, стоит отметить следующие преимущества данной модели:Централизованное управление дает возможность сосредотачивать средства и иные ресурсы в определенных, наиболее приоритетных на данный момент направленияхСоздание социальной стабильности, ощущение «уверенности в завтрашнем дне».Из минусов стоит отметить:Низкий уровень удовлетворения потребительских потребностейОтсутствие выбора как при производстве, так и при потреблении (в том числе дефицит товаров потребления)Достижения научно-технического прогресса не всегда внедряются своевременно
Представленные выше 2 модели экономических систем «идеальны», то есть не встречаются в условиях реальных экономических отношениях, сложившихся в разных странах мира. Практика ведения хозяйственных отношений в разных странах мира показывает реальные черты экономических систем, расположенных где-то между характеристиками рыночных и командно-административных систем.
Подобные системы носят название смешанных – те, в которых распределение ресурсов происходит как по решению правительства, так и с учетом решений частных лиц. Частная собственность в таком случае присутствует в стране наряду с государственной, регулирование же экономики происходит не только через наличие системы рынков, но и из-за мер, предпринятых государством. Примерами такого типа экономической системы могут служить также и, непосредственно, бывшие социалистические страны, которые при ярко выраженных директивных чертах управления, предполагали наличие определенной рыночной структуры внутри страны. Хотя доходы в стране распределяются также весьма неравномерно, государство стремится снизить негативные тенденции чисто капиталистической экономики и поддержать некоторые неимущие слои населения, создав благоприятные условия для их существования. Смешанная экономическая система предполагает наличие нескольких моделей в рамках своей структуры. Это американская, шведская, немецкая и японская модели.
Итого получаем, что функциями государства в условиях смешанной экономики, выступают следующие условия:Поддержка предприятий, принадлежащих государству (государственный сектор экономики)Инвестирование в сферы образования, науки, культуры и т.д.Воздействие государственных органов на перераспределение ресурсов, необходимое для стимулирования экономики и предотвращения безработицы и кризисовСоздание финансовой системы, занимающейся перераспределением доходов при помощи налоговой системы и фондов централизованных средств.Таким образом, плюсы смешанной экономической системы:Как правило, модель характеризуется экономическим ростом или стабильностью (отсюда и политическая стабильность)Государство обеспечивает защиту конкуренции и ограничивает создание монополийГосударство предоставляет гарантии социальной защиты населенияПоощрение инновацийИнвестирование в сферы образования, культуры, наукиМинусы в данном случае таковы:Необходимость разработки моделей развития в соответствии с учетом национальной специфики, отсутствие универсальных моделей.
В процессе перехода командной экономики к рыночной, государству необходимо уделить внимание на следующие моменты:Реформирование государственного сектора экономики путем приватизации, сдачи в арендуСоздание рыночной инфраструктуры, которая бы удовлетворяла всем особенностям производства для наибольшей эффективности имеющихся ресурсовСоздание частного сектора экономики (в первую очередь малый и средний бизнес) и поощрение к занятию предпринимательствомСтимулирование экономической обособленности товаропроизводителей с разными формами собственности (частной и государственной)Формирование имеющейся системы ценообразования с использованием рыночных механизмов.
Примеры разных типов экономических системТрадиционная – Афганистан, Бангладеш, Буркина-Фасо (преимущественно сельское хозяйство) и с более развитой экономикой, но с характерными чертами традиционализма: Пакистан, Кот-дИвуар.Плановая (административно-командная) – бывшие социалистические страны (СССР, страны Восточной Европы до 90-х г.г.). В настоящее время – Северная Корея, Куба, Вьетнам.Смешанный тип экономической системы – Китай, Швеция, Россия, Япония, Великобритания, США, Германия, Франция и т.д.Рыночная система в чистом виде не имеет реальных примеров.