Презентация ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯКамозина Л.А. МКОУ СОШ №12г. Мирный2014г. принцип приоритета развивающей функции в обучении математикиОсновополагающий принцип обучения математики Абстрактное мышление Продуктивное мышлениеКоммуникативные способности Деятельностные целиФормирование качеств мышления, необходимых человеку для полноценной жизни и деятельности в современном обществеФормирование коммуникативных умений и деятельностных способностей, которые позволяют человеку «самостоятельно работать, учиться и переучиваться» Воспитательные и содержательные целиФормирование у учащихся системы ценностей, в соответствии с которой каждый из них стремится занять место своей максимальной эффективности в коллективной деятельностиФормирование у учащихся системы математических знаний, обеспечивающей непрерывность математической подготовки между средним звеном и обучением математике в старшей школе.Формирование культурологических представлений, связанных с математикой Система дидактических принципов Четыре типа уроков в зависимости от их целей:1.Уроки «открытия» нового знания;2.Уроки рефлексии;3.Уроки общеметодологической направленности;4.Уроки развивающего контроля. Урок «открытия» нового знания. Урок рефлексии. Урок общеметодологической направленности Урок развивающего контроля Технология урока Рефлексия учебной деятельности Универсальные учебные действия,выполняемые учащимися на уроках открытия нового знания по ТДМКраткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМПеречень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);3) устанавливаются тематические рамки(«могу»).В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (субъектный и личностный уровни).– самоопределение (Л);– смыслообразование (Л);– целеполагание (П);– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К).  Условные обозначения:Л − личностные УУД; Р − регулятивные УУД; П − познавательные УУД;К − коммуникативные УУД. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного действия или его обосновании.Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.– анализ, синтез, сравнение, обобщение,аналогия, классификация (П);– извлечение необходимой информации из текстов (П);– использование знаково-символических средств (П);– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);– подведение под понятие (П);– выполнение пробного учебного действия (Р);– фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);– выражение своих мыслей с достаточной полно-той и точностью (К);– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);– учет разных мнений (К);– использование критериев для обоснования своего суждения (К). 3. Выявление места и причины затруднения.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они должны:1) восстановить выполненные операциии зафиксировать (вербально и знаково)место – шаг, операцию, − где возникло затруднение;2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.–анализ, синтез, сравнение, обобщение,аналогия (П);– подведение под понятие (П);– определение основной и второстепенной информации (П);– постановка и формулирование проблемы (П);– структурирование знаний (П);– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);– волевая саморегуляция в ситуациизатруднения (Р);– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);– учет разных мнений, координирование разных позиций (К);– разрешение конфликтов (К). 4. Построение проекта выхода из затруднения.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели; определяют средства, ресурсы и сроки.Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов. – самоопределение (Л);– смыслообразование (Л);–анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);– поиск и выделение необходимой информации (П);– выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);– планирование (П);– прогнозирование (П); структурирование знаний (П);– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);– учет разных мнений (К);– использование критериев для обоснования своего суждения (К).– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);– разрешение конфликтов (К). 5. Реализация построенного проекта.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации.Различные варианты, предложенныеучащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. – смыслообразование (Л);– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, (П);– волевая саморегуляция (Р);– познавательная инициатива (Р);– выдвижение гипотез и их обоснование (П);– поиск необходимой информации (П);– использование знаково-символических средств (П);– моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П);– установление причинно-следственных связей (П);– самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П);– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);– построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);– нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);– осознание ответственности за общее дело (Л);– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);– формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);– учет разных мнений, координирование разных позиций (К);– использование критериев для обоснования своего суждения (К).– достижение договоренностей и согласование общего решения (К);– разрешение конфликтов (К). 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (в парах, в группах, фронтально) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.  –анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);– извлечение из текстов необходимой информации (П);– моделирование и преобразование моделей разных типов (П);– использование знаково-символических средств (П);– подведение под понятие (П);– установление причинно-следственных связей (П);– выполнение действий по алгоритму(П);– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);– построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);– формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций(К);– использование критериев для обоснования своего суждения (К).– достижение договоренностей и согласование общего решения (К);– осознание ответственности за общее дело (Л);– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.  –анализ, синтез, сравнение, обобщение,аналогия, классификация (П);– извлечение из текстов необходимойинформации (П);– использование знаково -символических средств (П);– подведение под понятие (П);– выполнение действий по алгоритму(П);– доказательство (П);– контроль (Р);– коррекция (Р);– оценка (Р);– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);– использование критериев для обоснования своего суждения (К). 8. Включение в систему знаний и повторение.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);– понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);– подведение под понятие (П);– моделирование, преобразование модели (П);– использование знаково-символических средств (П);– установление причинно-следственных связей (П);– выведение следствий (П);– самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);– выполнение действий по алгоритму(П);– построение логической цепи рассуждений (П); доказательство (П);– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);– контроль, коррекция, оценка (Р);– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);– формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);– использование критериев для обоснования своего суждения (К).– достижение договоренностей и согласование общего решения (К);– постановка вопросов (К);– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);– управление поведением партнера(К);– осознание ответственности за общее дело (Л);– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. – рефлексия способов и условий действия (П);– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);– самооценка на основе критерия успешности (Л);– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К);– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);– использование критериев для обоснования своего суждения (К);– планирование учебного сотрудничества (К);– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям(Л). Способы фиксации результатов индивидуальной работыВыберите карточку, которая соответствует вашему затруднению:1. Я не выполнил всю работу2. У меня есть затруднения, но я пока не знаю, в каком месте я допустил ошибку3. У меня есть затруднения, и я знаю, где и почему я ошибся4. У меня нет затруднений 1) У меня сегодня всё получалось, я не допускал ошибок; 2) Я допустил ошибки в первой самостоятельной работе (перечислить ошибки); 3) Я исправил допущенные ошибки в процессе работы над ними; 4) Я не смог самостоятельно исправить ошибки, но исправил их с помощью эталона; 5) Я без ошибок справился со второй самостоятельной работой; 6) Во второй самостоятельной работе я допустил ошибки (перечислить их); 7) Я выполнил дополнительное задание (перечислить выполненные номера); 8) В дополнительном задании я допустил ошибки (перечислить их); 9) Мне необходимо поработать над… {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Утверждения «+» или «—» Перечисление ошибок, тем для доработки У меня всё сегодня всё получилось, я не допускал(а) ошибок Я допустил (а) ошибки в самостоятельной работе № 1 Перечислить ошибкиЯ исправил(а) свои ошибки с помощью эталона Я без ошибок выполнил(а) самостоятельной работу № 2 Во второй самостоятельной работе я допустил(а) ошибки Перечислить ошибкиМне необходимо поработать над … (перечислить темы) Таблица фиксации индивидуальных результатов работы {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Способы действийЗнаюПонимаюМогуУмеюСравнениеположительных чисел с 0Сравнение отрицательных чисел с 0Сравнение положительных чиселСравнение отрицательных чисел Шаги алгоритма самопроверки и работы над ошибками1.Сравни своё решение с образцом 3.Найди шаг в решении, в котором допущена ошибка2.Решение совпало?4.Подчеркни место ошибки5.Определи правило, в котором допущена ошибка6.Сравни своё решение с эталоном для самопроверки7.Исправь ошибку на основе эталона для самопроверки8.Реши тренировочные задания9.Сравни с образцом, зафиксируй результат ФГОС о системе оценки:В процессе оценки достижения планируемых результатов … должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга