Презентация по менеджменту на тему: Стили управления и их характеристика
Стили управления и их характеристикаОткрытый урок на тему:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Государственное автономное профессиональноеобразовательное учреждение московской области«профессиональный КОЛЛЕДЖ «московия»Преподаватель специальных дисциплин, к.э.н.,Толстопятенко Л.А.
Стиль руководства — манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации.Руководитель является ведущим и организатором в системе управления. Управление деятельностью групп и коллективов осуществляется в форме руководства и лидерства. Эти две формы управления имеют определенное сходство.Одной из наиболее распространенных теорий лидерства является теория лидерства К. Левина (1938 г.). Она выделяет три стиля лидерства: Авторитарный Демократический ЛиберальныйСтиль руководства
– централизация власти в руках одного руководителя; ставка на администрирование и ограниченные контакты с подчинёнными. Автократ единолично принимает или отменяет решения, не даёт возможности подчинённым проявить инициативу, категоричен, часто резок с людьми. Всегда приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит. Новое воспринимается с осторожностью, в работе практически пользуется одними и теми же методами. При первом благоприятном случае старается избавиться от сильных работников и талантливых людей. По его мнению, лучшим работником является тот, кто умеет понимать мысли начальника. В такой атмосфере процветают сплетни, интриги и доносы.1. Автократичный (авторитарный) стиль
Достоинства стиля: • обеспечивает чёткость и оперативность управления;• создаёт видимое единство управленческих действий для достижения поставленных целей;• минимизирует время принятия решений, в малых организациях обеспечивает быструю реакцию на изменение внешних условий;• не требует особых материальных затрат;• в «молодых», недавно созданных фирмах, позволяет быстрее и успешнее справиться с трудностями становления.Очевидные недостатки стиля:• подавление (неиспользование) инициативы, творческого потенциала исполнителей;• отсутствие действенных стимулов труда;• громоздкая система контроля;• в крупных фирмах – обюрокрачивание аппарата управления;• невысокая удовлетворённость исполнителей своим трудом;• высокая зависимость группы от постоянного прессинга руководителя.
- характеризуется разделением власти и участием работников в управлении, при этом ответственность не концентрируется, а распределяется в соответствии с переданными полномочиями. Инструкции – в форме предложений, речь не сухая – а товарищеский тон, похвала и порицание – с учётом мнения коллектива. Распоряжения и запреты проводятся на основе дискуссий. При осуществлении контроля демократ обращает внимание на конечный результат. Такая обстановка создаёт условия для самовыражения подчинённых, у них развивается самостоятельность – это способствует восприятию достижения целей организации, как своих собственных. Этот стиль основан в первую очередь на инициативе коллектива, а не руководителя. Взаимодействие руководителя и подчинённых основано на сотрудничестве.2. Демократический стиль
• стимулировать проявление инициативы, раскрывать творческий потенциал исполнителей; • успешнее решать инновационные, нестандартные задачи; • эффективнее использовать материально – договорные стимулы труда; • включать психологические механизмы трудовой мотивации; • повысить удовлетворённость исполнителей своим трудом; • создать благоприятный климат в коллективе.Демократический стиль позволяет
- отличается полной свободой коллективных и индивидуальных решений сотрудников при минимальном участии руководителя. Этот стиль предполагает склонность к излишней терпимости, снисходительности, нетребовательности. Менеджер либерал обычно предпринимает решительные действия только по указаниям вышестоящего руководства и стремится уклониться от ответственности за полученные неудовлетворительные результаты. В стремлении приобрести и укрепить авторитет он способен предоставить подчинённым различного рода льготы, выплачивать незаслуженные премии. Во взаимоотношениях с подчинёнными корректен и вежлив, положительно реагирует на критику, не любит контролировать их работу, не может отказать работнику, не чувствуя себя виноватым3. Либеральный стиль
Либералы непринципиальны, под влиянием разных людей и обстоятельств могут менять решение по одному и тому же вопросу. Он может сам выполнить работу за нерадивого подчинённого, т.к. не любит увольнять плохих работников.Главное для него – поддержание хороших отношений с подчинёнными, а не результат работы. Арсенал средств воздействия на коллектив – просьбы, уговоры. При кризисных ситуациях, когда требуются энергичные действия всей команды – хорошие личные отношения исчезнут, а деловых при таком стиле нет.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Параметры взаимодействия руководителя с подчиненнымиАвторитарный стильуправленияДемократический стиль управленияЛиберальный стильуправленияПриемы принятия решенийЕдинолично решает все вопросыПринимая решения, советуется с коллективомЖдет указания руководства или отдает инициативу в руки подчиненныхСпособ доведения решений до исполнителейПриказывает, распоряжается, командуетПредлагает, просит, утверждает предложения подчиненныхПросит, упрашиваетРаспределение ответственностиПолностью в руках руководителяВ соответствии с полномочиямиПолностью в руках исполнителейОтношение к инициативеПодавляет полностьюПоощряет, использует в интересах делаОтдает инициативу в руки подчиненныхПринципы подбора кадровБоится квалифицированных работников, старается от них избавитсяПодбирает деловых, грамотных работниковПодбором кадров не занимаетсяОтношение к знаниямСчитает, что все сам знаетПостоянно учится и требует того же от подчиненныхПополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненныхСтиль общенияЖестко формальный, необщительный, соблюдает дистанциюДружески настроен, любит общаться, положительно идёт на контактыБоится общения, общается с подчиненными только по их инициативе, допускаем фамильярное общениеХарактер отношений с подчиненнымиПо настроению, неровноеРовное, доброжелательное, требовательноеМягкое, нетребовательноеОтношение к дисциплинеЖесткое, формальноеСторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людямМягкое, формальноеОтношение к моральному воздействию на подчиненныхСчитает наказание основным методом стимулирования, поощряет избранных только по праздникамПостоянно использует разные стимулыИспользует поощрение чаще, чем наказание
1) Автократичный – уместен при наличии двух условий: а) того требует производственная ситуация; б) персонал охотно и добровольно соглашается на авторитарные методы.2) Демократический стиль применим не при всех условиях, как правило, срабатывает при следующих условиях: а) при стабильном, устоявшемся коллективе; б) при высокой квалификации работников; в) при наличии активных, инициативных, нестандартно думающих работников, даже если их немного; г) при неэкстремальных производственных условиях и др.Применение различных стилей в определённых ситуациях:
Теория ХЧеловек изначально не любит работать и будет избегать работы.Человека следует принуждать, контролировать, угрожать наказанием для достижения целей организации.Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, он избегает ответственности.Теория УРабота так же естественна, как игра для ребенка.Человек может осуществлять самоуправление и самоконтроль. Награда — результат, связанный с достижением цели.Средний человек стремится к ответственности.«Многомерные" стили управления. "Теория X" и "Теория Y» Д.Макгрегора
авторитарный взгляд, ведущий к прямому регулированию и жесткому контролюдемократический взгляд, который поддерживает делегирование полномочий и ответственности.Два взгляда на управление
Теория «Управленческой решетки«Р.Блейк и Дж.Мутон
Теория «Управленческой решетки«Р.Блейк и Дж.Мутон. Тип 1.1 — руководитель ни о чем не заботится, работает так, чтобы не быть уволенным. Такой стиль считается чисто теоретическим.Тип 9.1 — стиль жесткого администрирования, при котором для руководителя единственной целью является производственный результат.Тип 1.9 — либеральный или пассивный стиль руководства. В данном случае основное внимание руководитель уделяет человеческим отношениям.Тип 5.5 - при таком компромиссе достигаются средние результаты труда, не может быть резкого прорыва вперед. В то же время такой стиль руководства способствует стабильности и бесконфликтности.Тип 9.9 считается наиболее эффективным. Руководитель старается так построить работу своих подчиненных, чтобы они видели в ней возможности самореализации и подтверждения собственной значимости. Цели производства определяются совместно с сотрудниками.
В результате сложилось несколько моделей менеджмента, которые по территориальному признаку назвали западным, японским и американским стилем. Каждый метод по-своему эффективен, и в то же время в корне отличается от другого.Западный стиль менеджмента. Индивидуальная ответственность, решение принимаются не только в высшем, но и в среднем звене сотрудников, деловые отношения не смешиваются с личными.Американский стиль менеджмента. Четкое соблюдение нормативов и положений, практичность, развитие персонала.Японский стиль менеджмента. Постоянное повышение квалификации персонала, понимание совместного вклада в дело развития компании, высокий уровень доверия начальства по-отношению к подчиненному.Основные модели менеджмента
Коучинг — это своего рода бизнес-психоанализ.Суть коучинга в том, что коуч (он же бизнес-тренер) не вникает глубоко в проблемы консультируемого и не дает ценных указаний. Задача коуча сделать так, чтобы специалист сам сформулировал свою проблему и нашел пути ее преодоления. Коучинг, как новый стиль менеджмента
Спасибо за внимание!