Презентация Старинная одежда Пинежья
«СТАРИННАЯ одежда пинежья» ПРЕЗЕНТАЦИЯ К РАЗДЕЛУ «Уход за одеждой» в рамках изучения регионального компонента на уроках ТЕХНОЛОГИИ УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ: ШИРОКИХ С.Г.,I КВ. КАТЕГОРИЯ. П. МЕЖДУРЕЧЕНСКИЙАПРЕЛЬ , 2013 Г.
Женский костюм различали по разным признакам:социальному (одежда богатой, зажиточной или бедной крестьянской семьи), временному или сезонному (зимняя или летняя одежда)верхняя одежда комнатная нательная
Традиционный праздничный женский костюм - это сложный, состоящий из множества предметов и деталей комплекс, который предназначался для праздников и других торжественных случаев, обрядов и ритуалов.
Различия проявлялись в материале и цвете, характере декора и орнамента, в конструктивных особенностях костюма,во множестве других черт, связанных с местными традициями Пинежья.
В конце XIX — начале XX векатрадиционным оставался комплекс женской одежды с сарафаном
Традиционный сарафанный комплекс состоял: из рубахи одной или нескольких юбок фартука.
Его обязательными атрибутами являлись: пояс, платок (или шаль), головной убор и обувь, а дополнениями могли служить: различные по форме и конструкциишейные и нагрудные украшения, ювелирные изделия: серьги, кольца, браслеты.
На Русском Севере слово «сарафан» и «рубаха» (слово «рубаха» употреблялось только тогда, когда речь шла о мужской одежде) употреблялись редко, чаще использовали более конкретные и принятые в каждой местности свои названия этих видов одежды.
ПО МАТЕРИАЛУ И ТЕХНИКЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВЫДЕЛЯЮТСЯ «пониток», «тканник», «набивник», «пецетник», «кумачник», «штофник», «гарнитурник», «гумажник», «атласник» и пр., по цвету и способу окраски ткани - «синяк», «пестрядинник», «крашенинник», сюда же можно отнести и «кумачник».
По возрастным признакам можно выделить, например, сарафан-«костыч», который на Пинежье в конце XIX века носили только пожилые женщины, а по назначению — свадебный сарафан «лопотину» и «покосник», который надевали только на сельскохозяйственный праздник начала заготовки сена — покос.
ПРАЗДНИЧНЫЙ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} Состоит из рубахи, прямого сарафана на кокетке, фартука и платка.
СВАДЕБНЫЙ КОСТЮМ {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} Рубаха - «коклюшница». Мария Алексеевна Дороняя(1 884-1949) Конец XIX века. Архангельская губерния, Пинежский уезд, Михайловская волость, село Чакольское. Длина — 98 см.
САРАФАН-«ПОНИТОК»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Сарафан-«пониток». Середина XIX — конец XIX века. Архангельская губерния, Пинежский уезд, Михайловская волость. Длина — 117 см. По легенде: принадлежал Евдокии Ивановне Некрасовой (1876—1972) из деревни Шастинской, Михайловской волости.
Повойник с «кустиками» {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} Конец XIX — начало XX века Архангельская губерния, Пинежский уезд, Труфаногорская волость, деревня Почеозерская. 19,5 х 16 x 7,5 см.
ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Рубаха-«намышница» Конец XIX — начало XX века Архангелькая губерния, Пинежский уезд, Сурско-Сергиевская волость, село Сурское Длина — 101 см
СВАДЕБНАЯ МУЖСКАЯ РУБАХА {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1909 год Архангельская губерния, Пинежский уезд. Длина — 26,5 см. По устным сведениям происходит из Пинежского района
ЗИМНИЙ ДЕВИЧИЙ КОСТЮМ {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Шубка XIX век. Архангельская губерния, Пинежский уезд, Никитинская волость, деревня Покшеньгская Длина — 106 см
«Шапочка» {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}«Шапочка» XIX век. Архангельская губерния, Пинежский уезд, Никитинская волость, деревня Покшеньгская 39 х 32 см
Чулки {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Чулки Мария Александровна Жегалова (1907-?) 1984 год Архангельская область, Пинежский район, деревня Нюхча Длина — 43 см Связаны на спицах: голенища — из цветных шерстяных ниток, носок — из овечьей пряжи домашней выработки.
Характер пинежского костюма соответствовал крестьянской эстетике. Северорусский комплекс с сарафаном складывался и видоизменялся на протяжении многих веков. Состоял он из рубахи, сарафана, пояса, головного убора, обуви. Иногда его дополнял передник. Одежда была тесно связана с обычаями и традициями деревни. Неписаными законами было установлено, какую одежду носить в будни, какую по воскресным дням, в престольные праздники, на свадьбу, по случаю траура.
Будничный костюм был удобным и прочным. Наиболее архаичной частью его была рубаха. Туникообразный, свободный крой. с ластовицами не стеснял движения. Материалом для будничной одежды служили льняное полотно, пестрядь, набойка. Позже они были вытеснены ситцем.