Особенности волевой активности представителей различных видов спорта


В настоящее время волевая активность в спорте как системное образование, ее структура и детерминанты, особенности в различных видах спорта изучены недостаточно полно. В связи с ростом профессионализации спорта высших достижений изучение психологических основ процесса развития волевой активности у занимающихся физической культурой и спортом, основ процесса волевой подготовки спортсменов по различным видам спорта с учетом их индивидуальности и спортивной специализации является важной научно-исследовательской задачей. Объект исследования – волевая активность личности. Предмет исследования – волевая активность представителей различных видов спорта. Цель исследования – изучить особенности волевой активности представителей различных видов спорта. 1) рассмотреть понятие воли и волевой активности личности; 2) проанализировать особенности проявления волевой активности у спортсмена; 3) изучить волевую активность спортсменов, занимающихся различными видами спорта; 4) охарактеризовать и внедрить в практику спортивной подготовки способы развития волевых качеств у спортсменов. Методы исследования: анализ литературных источников, тестирование. В психологии воля рассматривается как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности при преодолении внешних и внутренних трудностей при совершении целенаправленных действий и поступков. Волевая подготовка спортсмена – это длительный и целенаправленный психолого-педагогический процесс, направленный на развитие и воспитание у спортсмена сознательной саморегуляции, определенных качеств умственной деятельности и моральных чувств, необходимых для волевого усилия при преодолении препятствий и трудностей. Нами проведено исследование, цель которого состояла в изучении волевой активности представителей различных видов спорта. В исследовании приняли 40 спортсменов: 10 представителей скоростно-силовых видов спорта – прыжки в высоту; 10 представителей сложно-координационных видов спорта – художественная гимнастика; 10 представителей видов спорта на выносливость – спортивная ходьба; 10 представителей игровых видов спорта – футбол. Возраст исследуемых от 16–18 лет, стаж занятия спортом от 5 года до 7 лет. Исследование проводилось на следующих базах: СДЮСШОР им. П. Г. Болотникова г. Саранск (прыжки в высоту); Центр олимпийской подготовки им. В. М. Чегина (спортивная ходьба); ФОК г. Лукоянов Нижегородской области (художественная гимнас-тика и футбольная команда г. Лукоянов Нижегородской области). В процессе исследования использовались следующие методики:тест «Самооценка силы воли» (Н. Н. Обозов); тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» (А. В. Зверьков, Е. В. Эйдман). Проанализируем полученные данные по результатам диагностики. Результаты исследования по тесту «Самооценка силы воли» представлены в таблице 2.1. Уровни самооценки силы воли Прыжки в высоту Художественная гимнастика Спортивная ходьба Футбол Низкий 0 0 0 0 Средний 6 (60 %) 4 (40 %) 2 (20 %) 6 (60 %) Высокий 4 (40 %) 6 (60 %) 8 (80 %) 4 (40 %) Результаты исследования по тесту А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции» представлены в таблице 2.2. Название шкалы Уровни развития Прыжки в высоту Художественная гимнастика Спортивная ходьба Футбол Общая шкала (В) Высокий 5 (50 %) 7 (70 %) 8 (80 %) 6 (60 %) Средний 5 (50 %) 3 (30 %) 2 (20 %) 4 (40 %) Низкий 0 0 0 0 «Настойчивость» (Н) Высокий 6 (60 %) 8 (80 %) 8 (80 %) 7 (70 %) Средний 4 (40 %) 2 (20 %) 2 (20 %) 3 (30 %) Низкий 0 0 0 0 «Самообладание» (С) Высокий 7 (70 %) 6 (60 %) 9 (90 %) 6 (60 %) Средний 3 (30 %) 4 (40 %) 1 (10 %) 4 (40 %) Низкий 0 0 0 0 С целью развития волевых качеств спортсменов нами созданы экспериментальная и контрольная группы. В экспериментальную группу вошли спортсмены, участвующие в констатирующем этапе эксперимента, в количестве 10 спортсменов, в том числе спортсмены-футболисты в количестве 6 человек, имеющие средний уровень проявления силы воли и спортсмены, специализирующиеся в художественной гимнастике в количестве 4 человек, имеющие средний уровень проявления силы воли. В контрольную группу вошли 10 спортсменов, в том числе спортсмены-футболисты в количестве 5 человек, имеющие средний уровень проявления силы воли и спортсмены, специализирующиеся в художественной гимнастике в количестве 5 человек, имеющие средний уровень проявления силы воли. В экспериментальную группу были внедрены ниже охарактеризованные способы развития волевых качеств спортсмена.Спортсмены экспериментальной группы завели дневники самонаблюдения, где прописывали трудности, которые возникали на учебно-тренировочных занятиях и предлагали способы их устранения.Нами были организованы теоретические занятия (10 занятий) о значении воли в спортивной деятельности. На первых занятиях были рассмотрены в виде презентации вопросы: понятие воли, ее значение для спортсмена, способы ее развития и др. Данные занятия вызвали особый интерес, поскольку на них были продемонстрированы видеофильмы со знаменитыми спортсменами «Начать сначала (в главной роли А. Ягудин)», «Начать сначала (в главной роли Л. Утяшева)». После их просмотра состоялась дискуссия на тему: «Возможности личности, которые мы не раскрываем».На последующих занятиях были обсуждены основные принципы самовоспитания воли: а) научиться владеть собой, делать то, что нужно, а не то, что хочется; б) совершенствоваться всегда и во всем, делать все и всегда наилучшим образом, предвидеть результаты и последствия своих действий;в) всегда искать причины несовершенства своей деятельности, прежде всего в себе самом, а не в сложившихся обстоятельствах, быть строгим судьей для самого себя. После проведения данной формы работы со спортсменами было проведено анкетирование, с целью получения информации о пользе вышеописанных форм работы со спортсменом. Анализ анкет показал, что все спортсмены, участвующие в эксперименте выразили положительное отношение к теоретическим занятиям по теме воля и хотели бы их продолжить. Для спортсменов экспериментальной группы с целью самопознания были предложены ряд диагностических методик на исследование отдельных сторон личности: направленности, мотивации, умения справляться с трудностями и др. Данная форма работы вызвала особый интерес к собственной личности. На основе диагностических данных спортсмены предлагали способы развития собственных личностных качеств. С целью развития самообладания спортсмены экспериментальной группы были ознакомлены со способами саморегуляции предстартовых состояний. Для этого было проведено теоретическое занятие, где освящались вопросы о методах и способах саморегуляции неблагоприятных психических состояний. На занятии была отработана аутогенная тренировка. Итоговое задание экспериментальной работы состояло в том, что спортсменам предлагалось разработать программу самовоспитания воли. В ней необходимо было отразить факты самоаргументирования, самомотивирования, самопринуждения к личностному самовоспитанию. Анализ программ показал, что спортсмены достаточно серьезно подошли к данному вопросу. В программах были отражены цели и способы достижения спортивных результатов. На заключительном занятии совместно со спортсменами были разработаны методические приемы волевой подготовки спортсмена:введение дополнительного задания, связанного с удлинением тренировочной работы на фоне утомления;проведение тренировочных занятий в усложненных условиях естественной среды или с использованием непривычного спортивного инвентаря и оборудования;изменение предметных и пространственных условий действий с целью повысить точность и уверенность выполнения;введение сбивающих сенсорно-эмоциональных факторов;усложнение соревновательных взаимодействий и условий оценки достижения. Результаты уровня развития силы воли у спортсменов экспериментальной группы Результаты уровня развития силы воли у спортсменов контрольной группы