Технология формирования выразительного чтения у младших школьников


«Технология формирования выразительного чтения у младших школьников» Вонсович В.Г,учитель начальных классов МБОУ «СШ №25» Выразительность это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему. Выразительно прочитать текст – это «значит», найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение. Таким средством является интонация. (Л. А. Горбушина ) Цель исследования: проверить эффективность технологии формирования выразительного чтения младших школьников. Объект исследования: процесс формирования навыка чтения у младших школьников.Предмет исследования: технология формирования выразительного чтения у учащихся Гипотеза: процесс формирования выразительного чтения у младших школьников может быть более эффективным, если:создана и реализована технология формирования выразительного чтения у учащихся;при определении содержания будет учтена специфика выразительного чтения, как одного из качеств навыка чтения. Проанализировать состояние проблемы по формированию выразительного чтения у младших школьников в психолого-педагогической и методической литературе. Уточнить критерии и показатели сформированности выразительного чтения у младших школьников, выявить исходный уровень.Проверить эффективность технологии формирования выразительного чтения у учащихся. Задачи исследования: Качества чтения Правильность Выразительность Беглость Сознательность Оценка качеств выразительности речи детей младшего школьного возраста Характеристика расстановки пауз 3 балла-высокий уровень Учащиеся расставили все паузы 2 балла-средний уровень Допустили 1-2 ошибки 1 балл-низкий уровень Не расставили паузы Характеристика расстановки логических ударений 3 балла -высокий уровень Выделяют важные для понимания смысла высказывания слова. 2 балла –средний уровень Допускают 1-2 ошибки 1 балл- низкий уровень Не выделяют важные для понимания смысла высказывания слова Показатели и критерии сформированности выразительного чтения у младших школьников Сила голоса Умение предавать в речи, в зависимости от содержания текста уровень громкости Темп речи Умение ускорять и замедлять темп речи в зависимости от содержания текста с учетом пауз между речевыми структурами Тембр речи Умение передавать в речи экспрессивно-эмоциональные оттенки (грустно, весело и т.д.) Мелодика речи Умение передавать в речи различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность, грубость) повышением и понижением голоса при прочтении фразы, умение передавать свои чувства, регулировать интонацию вопроса, восклицания. Паузы Умение расставлять короткую паузу (на счет 1), среднюю паузу (на счет 1,2), длинную паузу Логическое ударение Умения определять голосом логические ударения и обозначать сильное ударение ( ____), слабое (---------) Уровни сформированности выразительного чтения Уровень Характеристика уровня Высокий Речь обучающегося уверенна, эмоционально окрашена, учащийся способен повышать и понижать тон и силу голоса, ускорять и замедлять темп речи, использовать в речи различные категории интонации, в зависимости от содержания текста регулировать свой голос Средний Речь обучающегося не всегда эмоционально окрашена, не всегда способен регулировать повышение и понижение тона и высоты голоса, имеет затруднение в управлении темпом речи, в зависимости от содержания текста, не всегда удается полностью регулировать свою интонацию Низкий Речь монотонна, не естественна, не передает экспрессивно-эмоциональные оттенки, не способен управлять скоростью речи и силой голоса. В «новых» условиях голос дрожит Результаты уровня сформированности выразительного чтения обучающихся на начало и конец учебного года (в %) Благодарю за внимание!