Формирование навыка смыслового чтения.


«Надо любить то,что вы делаете,Надо делать то,что вы любите.» Рой Брэдбери. Федорова Галина Александровна учитель начальных классов, МКОУ Павловская СОШ№2 Тема:«Формирование навыков смыслового чтения в соответствии с ФГОС»«Мы понимаем не текст,а мир,стоящий за текстом»А.А.Леонтьев Смысловое чтение-вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст,необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Цель смыслового чтения-максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию Умения смыслового чтенияПОИСК И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ, ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГОПРЕОБРАЗОВАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНФОРМАЦИИРЕФЛЕКСИЯ И ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ Работа с текстом{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ФАЗЫ ЧТЕНИЯТРИ ЭТАПАПервая — это восприятие текстаДо чтения текстаВторая — это извлечение смыслаВо время чтения текстаТретья — это создание собственного нового смысла, то есть “присвоение” добытых новых знанийПосле чтения текста Три этапа работы над текстомI этап. Работа с текстом до чтения – антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения): определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста; выделение героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, эпиграфу, «прочитывание» иллюстрации, сделанной к тексту с опорой на читательский опыт. Три этапа работы над текстомII этап. Работа с текстом во время чтения.1. Первичное чтение текста:- самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение,- выявление первичного восприятия,- выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием текста. 2. Перечитывание текста:- медленное «вдумчивое» повторное чтение, анализ текста, постановка уточняющих вопросов к каждой смысловой части, особое внимание – к слову, - обобщение прочитанного, выразительное чтение. Три этапа работы над текстомIII этап. Работа с текстом после чтения: концептуальная (смысловая) беседа по тексту. коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов Памятка для учащегося:внимательно прочитать текст;выделить главные мысли текста;проверить, как они соотносятся между собой;сгруппировать текст вокруг главной мысли (разделить его на смысловые части);определить количество пунктов плана по количеству главных мыслей;сформулировать каждую главную мысль в виде вопроса и записать как пункты плана;прочитать текст ещё раз, проверить, не пропущено ли что-то важное. Смысловое чтение и работа над текстомпознавательные УУД+регулятивные УУД+личностные УУД+коммуникативные УУД Стратегия читателя – увидеть замысел писателя, отнестись к нему критически и, пользуясь стратегиями раскрытия смысла текста и выявления позиции автора, либо принять его, либо отвергнуть. Читатели никогда не поймут один и тот же текст одинаково:читатели разные,условия разные,стратегии разные.Понять авторский текст – это значит, создать (конструировать) свой собственный. Ромашка Блума Приёмы обучения смысловому чтению на уроках литературного чтения. «Чтение в кружок»;«Чтение про себя с вопросами»;«Чтение с остановками»;«Ассоциативный куст»; Приём таблица «ЗХУ»{2D5ABB26-0587-4C30-8999-92F81FD0307C}З – что мы знаемХ – что мы хотим узнатьУ – что мы узнали, и что нам осталось узнатьПроизведение «Ванька» написал А. П. Чехов;- Это рассказ;- Ванька писал письмо дедушке в деревню;- Ванька жаловался на тяжёлый труд;…Внешность, одежда, жесты, походка Ваньки.- Обязанности Ваньки;- Обстановка - интерьер;- Поведение;- Поступки;… Читаем и спрашиваем.Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.2.Ученики объединяются в пары. 3.Один из учеников формулирует вопрос, другой – отвечает на него.4.Обсуждение вопросов и ответов в классе. Методы и принципы работы по формированию смыслового чтения1.Активная работа со словом2.Применение метода «ведение диалога с текстом»3.Развитие читательского воображения Система специальных упражнений3 вида словарной работы -работа с незнакомыми словамиРабота со словами-ключикамиРабота со словами образамиНапример: ФУТБОЛСказала тетя:-Фи-,футбол!Сказала мама:-Фу-,футбол!Сестра сказала:-Ну-,футбол!А я ответил:-Во-,футбол! Речевая деятельность и работа с информацией (4 класс) Выпускник получил возможность научиться:Ориентироваться в тексте, находить требуемую информацию.Преобразовывать и интерпретировать текст.Критически относиться к информации. Читающий человек – это другой человек, отличающийся в интеллектуальном развитии от нечитающего. Читатели способны мыслить проблемно, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений, наиболее адекватно оценивать ситуацию и быстрее находить новые, верные решения