Презентация на тему: Современный подход к формированию навыка смыслового чтения
Современный подход к формированию навыка смыслового чтенияАвтор :Аширова Мунира Рауфовна, учитель начальных классовМОАУ «Лицей №7»г. Оренбург,2015 г.
«Люди перестают мыслить,когда перестают читать» (Д. Дидро).Цель – формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)Смысловое чтение
«В 21 веке безграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться, используя умения читать и писать». Э. ТоффлерСмысловое чтение –«осмысление цели чтения и выбор вида чтения, извлечение необходимой информации, определение информации, свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, официально-делового стилей, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации»
Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Задачи учителя начальной школы
Навыки чтенияНавык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.Смысловая:понимание содержания и смысла читаемого.Техническая:способ чтения,темп чтения,правильность чтения,выразительность
главное знать ЧТО и КАК понимать в тексте
Основные умения смыслового чтенияумение осмысливать цели чтения;умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;умение определять основную и второстепенную информацию;умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
Основные типы чтениякоммуникативное чтение вслух и про себя учебное и самостоятельноеОсновные виды чтенияознакомительноепоисковое или просмотровое изучающеевдумчивое.
Современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. С введением новых ФГОС обучение ориентировано на универсальные учебные действия (УУД). Важнейшую роль в обучении играют познавательные УУД, в том числе умение читать. Смысловое чтение - неотъемлемый компонент читательской компетентности.Формирование универсальных учебных действий
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1 класс 2 класс3 класс4 классОриентироваться в учебнике: -определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. Ориентироваться в учебнике: -определять круг своего незнания. Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация бу-дет нужна для изучения незнакомого материала;отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.Ориентироваться в учебнике:Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1 класс 2 класс3 класс4 классОтвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Отвечать на сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, а, иллюстрация и др. Самостоятельно перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1 класс 2 класс3 класс4 классПодробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему. Составлять простой план .Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. Составлять сложный план текста.Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде
Проблемы при формировании навыков смыслового чтенияПроблема 1. Непонимание обучающимися формулировок заданий к текстам при выполнении самостоятельной работы.
Проблема 2. Ограничение самостоятельной работы.
Проблема 3. Использование в процессе обучения лишь традиционных технологий и методов обучения.
Проблема 4. Узкий круг самостоятельного детского чтения.
Проблема 5. Низкий уровень читательской культуры родителей обучающихся.
Проблема 6. Незнание или непонимание психологических составляющих навыков смыслового чтения..
ИДЕАЛЬНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ*РАЗМЫШЛЯЕТ до чтения*АНАЛИЗИРУЕТ заголовок* НЕ ПРОПУСКАЕТ непонятные слова*ЗАДУМЫВАЕТСЯ над развитием событий*СВЕРЯЕТ свои размышления с текстом* ВКЛЮЧАЕТ воображение
СпасибоЗа внимание