Презентация Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста


12 разряд II кв.категория «Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста» Цели: прививать обучающимся любовь к книги, формировать у них навыки осознанного, правильного, выразительного, беглого чтения и умение самостоятельно работать с текстом. Ум без книги, как птица без крыльев. (народная мудрость).  Читать – это ещё ничего не значит ; что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное дело. (К.Ушинский)  Любите книгу, она научит вас уважать человека и самих себя. ( М.Горький)  Хорошая книга - точно беседа с умным человеком. (Л.Толстой). Чтение- лучшее учение. Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. Чтение –это двусторонний процесс, включающий в себя технику чтения и понимание. Вопрос беглого, сознательного и выразительного чтения меня всегда волновал Задача учителя начальных классов – развивать эмоционально – образную речь. Урок литературного чтения.Умели бы видеть глаза и сердце…Как удивительно хороша жизнь!Как мозаика состоит она из разноцветных кусочков впечатлений, Порой мимолетных, но тем не менее глубоко западающих в душу.Умели бы видеть глаза и сердце…К. Дитмар. Виды работы над текстом на уроках чтения. Цель : создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, стараться подчинять уроки чтения урокам русского языка, природоведения, развития речи, больше внимания уделять словарной работе, чаще использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом. Виды работы над текстом на уроках чтения 1. Чтение всего текста (по заданию учителя).2. Чтение, деление на части. Составление плана.3. Чтение по готовому плану.4. Чтение, после чтения пересказывание. 5.Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.6. Чтение с сокращением текста. ( Дети убирают предложения или слова, которые можно опустить.) Подготовка к сжатому пересказу.7. Чтение цепочкой по предложению.8. Чтение цепочкой по абзацу.9. Чтение вполголоса.10. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.11. Чтение, ответы на вопросы.12. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.13. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.14. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения. ( Позже предложение можно заменить логически законченным отрывком.)15. Чтение «выше нормы» (в основном это домашнее задание, когда ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировок дома набирает 10-15 слов, например: норма чтения незнакомого текста составляет 40 слов, значит, домашний текст ребенок должен прочитать с нормой 50-55 слов в минуту).16. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.17. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.18. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.19. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).20. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).21. Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).22. Чтение, подборка звукового оформления «фильма».23. Беседа с сопровождением выборочного текста.24. Нахождение в тексте 3 (5, 7…) выводов.25. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.26. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.27. Установление путем чтения причинно-следственных связей.28. Чтение названия рассказа. (Как еще можно назвать?)29. Чтение по ролям.30. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.31. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.32. «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).33. Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человек:  34. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально и т.д.35. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т.д.36. Конкурсное чтение стихотворений (Жюри выбирается из победителей на предыдущем конкурсе).37. Нахождение и чтение образных слов и описаний. 38. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.39. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.40. Чтение стихотворения, расстановка пауз.41. Чтение стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.42. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.43. Чтение отрывка текста с распространением предложений в нем.44. Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме_______________чн_________,_________жи__________ и т.д.45. Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.46. Нахождение в рассказе самого длинного слова.47 Нахождение двух-, трех-, четырехсложных предложений.48. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний:а) существительное + прилагательное; б)существительное + глагол;в) местоимение + глагол (можно наоборот).49.Чтение, пометка непонятных слов.50.Чтение слабочитающими учениками слов с предварительной разбивкой их на слоги (например: мор-ков – ка).51.Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.52.Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данными (данные слова записаны на доске) 53.Чтение слов, к которым даны сноски.54.Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.55.Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Осень», «Зима», и т.д.56.Комбинированное чтение. (учитель – учащиеся хором).Благодаря использованию на уроках чтения описанных выше видов работы над текстом достигнуты значительные успехи в усовершенствовании техники чтения. Уроки литературного чтения по учебникам «Родная речь». Содержание и методический аппарат книги направлены на усовершенствование навыка чтения учащихся, которые только что закончили обучение грамоте, на формировании у них навыка правильного беглого, осознанного и выразительного чтения. Кроме того, в учебнике решают задачи развития речевых умений, полно и выборочно пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы, подбирать заголовок к тексту и другое. Использование зрительных диктантов для отработки навыков чтения. Набор 1.1. утро мудро. 9-42.будь здоров. 10-53. делай добро. 10-54. беда ум родит. 11-55. день-трудень. 11-56. с делом не шути. 12-6 Набор 2.1. было да сплыло. 12-62. беден, да честен. 13-63. ошибка не обман 13-64. умный уступает. 13-65. свой хлеб сытнее. 14-76. первый блин комом. 15-8 Набор 3.1. век живи, век учись. 15-82.один в поле не воин. 15-83. секрет не для двоих. 16-84. без труда нет добра. 16-85. время дороже золота 17-86. шути, да оглядывайся. 17-8 Пути становления механизма чтения в начальной школе. 1. Чтение шепотом и медленно:да-да –да – из трубы бежит водадо-до –до – на дереве гнездоды-ды-ды - мы пошли по ягодыду-ду-ду - с мамой я домой идута-та-та - в нашем классе чистота.ту-ту–ту – наводим сами красотуты-ты-ты- нами политы цветыят-ят- ят – парты ровненько стоятют-ют-ют- очень любим мы уютло-ло-ло - на улице теплолу- лу- лу - стол стоит в углуул-ул-ул - у нас сломался стулоль-оль-оль- мы купили соль. 2. Чтение тихо и умеренно.арка-арца, арта- арда, арла- арча, арса- аржа.3.Чтение громко и уверенно.Гарь –парь -жарь; дверь- зверь- червь; Использую игры на звукоподражание, например: На птичьем дворе.Наши уточки с утра…Кря,кря, кря!.Наши гуси у пруда…Га,га,га!Наши курочки в окно…Ко,ко,ко!А как Петя - петушок ранним – рано поутру нам споёт… Ку-ка –ре- ку! Игровые моменты Игра «Курочка с цыплятами». Начинаю работу со чтения стихотворения по таблице Вышла курочка гулять,Свежей травки пощипать.А за ней цыплятки- малые ребятки.-Цып, цып, цып! Сюда! Сюда!Я вам буковку нашла!Прибежал веселый А , прочитали дети…(на)Прибежал задорный О, прочитали дети …(но)Прибежал упрямый У, прочитали дети …(ну)Прибежал зазнайка Е, прочитали дети…(не) Затем по данной таблице провожу работу по развитию речи: придумать имена цыплятам, сочинить о них истории. Игра «Дупло»Вот это дуб, а в нем дупло.Где поселилась буква ОБуква эта гласнаяНо дружна с согласнымиЖелудь «Эль» упал в дуплоПрочитали вместе … (ло)Желудь «Эн» упал в дуплоПочитали вместе …(но) Скороговорки Шашки на столе. Шишки на сосне; Три сороки на пороге, три вороны на воротах; Мышонку шепчет мать: «Ты всё шуршишь, не спишь?»; «Два дровосека , два дроворуба говорили про Ларю, Лариона, Ларину маму; Кто про Прокопа, кто про Прокопиху, кто про Прокоповых детей. Задания для развития зрительной памяти 1.Найди ( сфотографируй) лишнюю букву: а, и.о, в, у,2. Найди лишний слог: бо, но. ро, со,мы, ко,ло. 3. Найди лишнее слово: река, речка, ручей, ручка, ручеёк.слон, лев, мак, тигр. мама,моль, мела, мила. Работая над текстом на уроках чтения, использую следующие упражнения: - чтение «эхо», чтение «канон», чтение «спринт», При обучении чтению «спринт» пользуюсь следующей памяткой: Памятка1.Плотно сожми губы и зубы.2.Читай только глазами.3.Читай как можно быстрей.4.Ответь на вопросы к тексту. чтение «разведка», чтение со счетом слов. ПАМЯТКА.1.Плотно сожми губы и зубы.2.Читай только глазами.3.Читай как можно быстрей, считая про себя слова текста.4. Ответь на вопросы к тексту. Результаты по литературному чтению с 1 по 3 классы Р.СЕФ. Учись читать!Учись читать!Важнее нет науки!Тот,Кто умеет Сам читать,СовсемНе знает скуки.Всю жизнь своюУчись читатьВнимательно,Серьёзно.Я так прошу тебя – УчисьЧитать, Пока не поздно.