Презентация на тему «Совершенствование чтения младших школьников»


Выполнила: Шайдурова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов 1 категории МОУ СОШ № 2 п. Чернышевск Забайкальский край. 2009 г. Цель исследования : на основе анализа результатов беглого, осознанного выразительного чтения, определить наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию навыков чтения. Проблема исследования : каковы пути и условия в выработке основных форм, методов влияющих на уровень развития техники чтения младших школьников. Объект исследования : скорость, осознанность, выразительность, правильность как основные характеристики навыка чтения. Предмет исследования : методы и приёмы работы на уроках, способствующие развитию навыка чтения. Задачи: изучить литературу по вышеуказанной теме;определить  наиболее  целесообразные  методы  и  приёмы работы, способствующие развитию скорости, осознанности и выразительности чтения;провести исследование уровня сформированности навыка чтения в классе;разработать комплекс мероприятий для формирования навыка чтения. ПОНЯТИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе этого процесса, как пишет Б.Г. Ананьев, лежат “сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем”. Наш известный психолог Б.Д. Эльконин характеризовал чтение на первичном этапе как «процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической модели». Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца: аналитический;синтетический;этап автоматизации. Обеспечение определенного режима работы упражнения в чтении должны быть каждодневными; отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов; учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения; учителем должна быть использована в работе целесообразная система исправления допущенных при чтении ошибок; специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, “тихое чтение” (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя. это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого. Группы типичных ошибок : искажение звукобуквенного состава;наличие повторов;нарушение норм литературного произношения. Факторы, ведущие к ошибочному чтению. несовершенство зрительного восприятия; неразвитость (недостаточная гибкость) артикуляционного аппарата; нехватка дыхания; незнание орфоэпических норм; незнание лексического значения слова; “догадка”, вызванная субъективным типом чтения. Беглость чтения - такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Осознанность чтения- понимание прочитанного. Употребляется в двух значениях:1) применительно к овладению самим процессом чтения (техникой чтения);2) применительно к чтению в более широком смысле (Т.Г. Рамзаева). “Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания” – писал А. Герцен, а В.А. Сухомлинский говорил, что “нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда”. “Нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда”.В.А. Сухомлинский “Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понимания” А. Герцен. Анализ художественного произведения 1. Анализ содержания произведения и формирование навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения сливаются в единый процесс (задания направленные на понимание содержания текста, одновременно  способствуют совершенствованию навыка чтения);2. Выяснение идейно-тематической основы произведения, его образов, сюжетной линии, композиции и изобразительных средств в максимальной степени служит общему развитию учащихся как личности, а также обеспечивает развитие речи учащихся; 3.Опора на жизненный опыт учащихся является основой осознанного восприятия содержания произведения и необходимым условием его правильного анализа;4.Чтение рассматривается как средство активации познавательной деятельности учащихся и расширения их знаний об окружающей действительности;5.Анализ должен будить мысль, чувства, возбуждать потребность высказывания, соотнести свой жизненный опыт с теми фактами, которые представил автор. Методы обучения чтению фонетический;лингвистический;метод целых слов;метод целого текста;метод Зайцева. Вывод: Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента: а) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, - с другой), б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания). Экспериментальная часть 1. Исследование техники чтения у учащихся.2. Выявление уровня понимания прочитанного.3. Исследование чтения про себя. Исследование техники чтения и понимания почитанного. № п/п Ф.И. Показатели техники чтения Уровень техникичтения Уровень понимания прочитан-ного Способ чтения Кол-во и характерошибок Время чтения Темп чтения 1 2 3 4 5 6 7 8 Комплекс упражнений для совершенствования навыков чтения. Чтение строчек наоборот по буквам. Чтение только второй половины слов. Чтение пунктирно написанных слов. Чтение строчек с прикрытой верхней половиной. Поиск в тексте заданных слов. Восполнение пропусков слов в предложении с подсказкой некоторых их букв. Чтение текста через слово. Быстрое многократное произнесение предложений. Сравнение результатов чтения вслух и про себя Сравнение уровня понимания прочитанного Спасибо за внимание!