Презентация программы формирования толерантных отношений для учащихся начальной школы Мы разные, но мы дружим!


«Мы разные, но мы дружим!» Программа формирования толерантных отношенийдля учащихся начальной школы.Авторы:Салтыкова Л.И., педагог-психолог,Хватаева И.А., зав. библиотекой МБОУ «Средняя школа №30» г. Архангельск Пояснительная записка. Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. К сожалению, мы слишком часто видим, как нетерпимость к инакомыслию, неуважение чужой веры и принципов, непонимание другой культуры приводят к вражде и войнам между людьми и целыми народами. . Толерантность для России нечто очень важное, потому что мы - многонациональная страна с различной культурой, традициями, верованиями и т. д. Поэтому усвоение простых и таких сложных общечеловеческих ценностей: восприятие другого таким, какой он есть, уважение к старости, сопереживание чужой боли, отказ от причинения вреда, от агрессии, становится жизненно необходимым для граждан нашего государства и, в частности, для подрастающего поколения. Все эти качества можно развить размышлениями, наблюдениями за жизнью людей, вдумчивым чтением хороших книг. Школа, как зеркало, отражает в себе все нюансы жизни современного общества. Поэтому проблема толерантности для нашей школы так же актуальна, как и для всего остального мира. Наблюдения за детьми показывают, что ребенку часто бывает трудно оценить, что хорошо, что плохо, проанализировать свои и чужие поступки. Между детьми часто возникают конфликтные ситуации, ссоры, наблюдается стремление унизить того, кто слабее или не похож не других. Данная программа была разработана по запросу классного руководителя 2а класса, встревоженного нарушениями взаимоотношений среди учащихся. Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей. Дети данного возраста очень любознательны, любят читать и слушать сказки и разные истории, умеют понять метафоричность прочитанного и совместить сделанные выводы с реальностью. Также детям нравится создавать что-то новое, творить, фантазировать. Немаловажно, что дети этого возраста доверяют взрослым и радуются каждой возможности неформального общения с ними. Показателен случай, когда одна из учениц во время занятия сказала психологу: «Вот смотрю я на Вас и размышляю: как это Вы такие слова находите, чтобы с Вами все соглашались?».Программа представляет собой цикл из 9 занятий по 45 минут каждое. Содержание занятий рассчитано на учащихся начальной школы (8-10 лет). Количество учащихся в группе может варьироваться от 4 человек до класса, но оптимальный вариант – 8-10 человек. В проведении занятий участвуют несколько взрослых (если группа большая), для малой группы достаточно одного руководителя. Цель:Формирование толерантных отношенийЗадачи: - воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние другого (пожалеть, утешить, понять, принять, сказать ласковое слово, быть терпимым к тем, кто не похож на тебя); - научиться понимать связь между эмоциональным состоянием и действием человека; - накапливать положительный опыт добрых чувств, поступков, взаимоотношений; - учиться согласовывать действия при совместной работе; - активизировать творческое начало для самовыражения, отреагирования чувств; - развивать креативность.Методы: - библиотерапия (терапия книгой) - арт-терапия (терапия творчеством)Формы работы: - интерактивные (беседа с элементами дискуссии, работа в малых и средних группах, проектирование) - индивидуальная (рисование по мотивам произведения, рисование музыки) - использование нетрадиционных материалов (оттиски со стекла, «волшебные» краски, сочетание природного и искусственных материалов) Каждое занятие реализуется в два этапа:Чтение сказки (рассказа), обсуждение (беседа с элементами дискуссии);Творческая работа (индивидуальная или в группе). Результаты:Отзывы детей: ? «Что больше понравилось?» ! «Слушать сказки и отвечать на вопросы», «интересные истории», «понравилось рисовать «волшебными» красками», «лепить пластилиновую страну», «сделал куколку и подарил маме»» «много нового узнала и научилась», «стал спокойнее», «всё понравилось» ? «Что не понравилось?» ! «Мало занятий», «ещё хотел научиться что-нибудь делать» ? «Чему научили занятия?» ! «Дружить», «если кто-то не такой, как все, это не значит, что он плохой и с ним нельзя дружить», «с разными людьми интереснее», «научились договариваться и вместе работать», «делать разные интересные штуки» Отзыв Точиловой О.П., классного руководителя, учителя I кат.:«Психологом школы Салтыковой Ларисой Ивановной и библиотекарем Хватаевой Ириной Александровной на базе 2а класса была апробирована программа «Мы разные, но мы дружим». Дети в течение всех занятий были активны, заинтересованы. Они рассуждали о поступках героев произведений, анализировали их. Но самое главное: ребята после прочтения и анализа произведения выполняли коллективные работы, что позволило каждому ребёнку выразить себя, внести свои эмоции, настроение, усердие в общее дело. Дети с удовольствием вместе придумывали, творили.Эти занятия позволили учащимся класса стать добрее друг к другу, быть более внимательными и к себе, и к окружающим.Благодарим Ларису Ивановну и Ирину Александровну за проведённые занятия, желаем им творческих успехов и новых достижений. Классный руководитель 2а класса Точилова О.П. и учащиеся 2а класса МБОУ СШ №30» Василиса и её куколка Василиса и её куколка (вопросы для обсуждения) Что оставила мама Василисе вместе с куколкой?Как вы думаете, почему погас огонь в доме?Символом чего является огонь в этой сказке?Баба-Яга – она злая или добрая?Могла ли история Василисы сложиться по-другому? При каких условиях?Что помогало девочке во всех испытаниях? Василиса и её куколка (выводы) Нужно с умом выбирать себе друзей.Не стоит верить тем людям, которые говорят, что вы ничего не можете и не заслуживаете любви и уважения.Нас охраняет и бережёт любовь наших близких.Следует уважать и ценить людей, которые делятся с нами знаниями и мудростью. Марина Москвина Что случилось с крокодилом (вопросы для обсуждения) Почему бабка-крокодилица советовала крокодилу съесть цыплёнка?Почему крокодил не прислушался к её совету?Почему крокодил испугался, когда увидел своего птенца летящим? Зачем он позволил цыплёнку летать?Почему крокодил согласился научиться летать?Что изменилось в жизни крокодила с появлением птенца?Что позволило крокодилу полететь? Что случилось с крокодилом (выводы) У того, кто не похож на тебя, можно научиться чему-то новому, интересному.Не следует смеяться над тем, кто не похож на тебя.Каждый имеет право оставаться самим собой.Иногда любовь позволяет нам совершать настоящие чудеса. Шел Сильверстайн Щедрое дерево (вопросы для обсуждения) Почему яблоня была счастлива, всё отдавая мальчику?Всегда ли она была счастлива?Задумывался ли мальчик о судьбе яблони?На чьи отношения похожи отношения яблони и мальчика? (родители – дети) Щедрое дерево (выводы) Часто те, кто нас любит, готовы всем пожертвовать ради нашего счастья.Если мы принимаем любовь и внимание своих близких, не отдавая в ответ свей любви, своего внимания, то мы можем сделать наших близких несчастными. Художники: ученики 2а класса школы №30 г.Архангельска Кот с голубыми глазами (вопросы для обсуждения) Почему окружающие смеялись над котом с голубым глазами?Чем жёлтые глаза лучше голубых?Как кот с голубыми глазами спас желтоглазых котов?Какие качества характера помогли ему выжить?Можно ли только по внешнему виду судить о достоинствах и недостатках человека? Однажды маленький Кот с голубыми глазами отправился бродить по свету в поисках Страны, где много мышей. Сначала он пришёл к озеру и спросил у рыбы:-Как пройти в Страну, где много мышей?Но рыба громко рассмеялась, увидев его голубые глаза, и окатила его водой с ног до головы. «Не беда, - говорил сам себе Кот, продолжая путь, - ведь рыба не может знать всё».По дороге он поймал муху и съел её. Ведь муха всё же лучше, чем ничего. Так он подошёл к какой-то большой дыре.«А может быть, это вход в Страну мышей?» - подумал Кот.И он отважно вступил в темноту. Но вдруг Кот увидел два огромных глаза и пулей вылетел из дыры. «Не беда, - говорил себе Кот, продолжая путь, - может быть, я ещё встречу кого-нибудь, кто знает дорогу».На этот раз ему удалось поймать лишь комара. Но комар лучше, чем ничего. Вдруг он услышал, как что-то шуршит в траве.«А может, это мышь?» - подумал Кот. Но это оказался Ёжик.«Но ведь ежи тоже любят мышей! Спрошу-ка я у него дорогу!»Ёжик, увидев голубые глаза Кота, свернулся в клубок.И Кот отправился дальше. На этот раз ему удалось поймать только маленькую тлю. Пожалуй, это было хуже, чем ничего. Опустилась ночь.Кот шёл и мечтал о Стране, где много мышей.Вдруг он услышал кошачье мяуканье. «Вот и страна,- закричал Кот. –Так много котов могут жить лишь там, где много мышей!»И он не раздумывая прыгнул в темноту. Во мраке ночи он увидел десять жёлтых глаз.-Скажите, не это ли Страна, где много мышей? – мяукнул он радостно.-Мы сами давно её ищем, - ухмыльнулись коты.-Вряд ли тебе с твоими голубыми глазами удастся отыскать эту Страну. «Может, они и правы, - подумал Кот.И он остался жить с Желтоглазыми котами. Однажды Кот решил разыграть остальных и надел на нос солнечные очки.Но другие коты сказали:-У тебя всё равно голубые глаза. А у настоящих котов глаза жёлтые. Кот подошёл к луже и посмотрелся в неё. Он не заметил, чтобы голубые глаза портили его внешность и превращали в неправильного кота.Он так этому обрадовался, что со всех ног побежал к другим котам, объяснить им, что они ошиблись. Но когда он вернулся, коты сидели высоко на дереве и дрожали от страха.А под деревом сидел огромный страшный пёс.Они закричали:-Прогони этого пса! Но что он мог сделать?Кот прилёг, чтобы хорошенько всё обдумать.Но – ГАВ – раздалось у него над головой, словно удар грома.Кот подпрыгнул от ужаса. И оказался на спине собаки.Собака бросилась бежать и долго бежала в гору и с горы, пока не упала без сил. Кот слез со спины и увидел, что вся земля изрыта норками.Он оказался в Стране, где много мышей. Началась охота. А когда она закончилась, Кот изрядно потолстел и заметно округлился. Затем он вернулся к желтоглазым котам. Они всё ещё сидели на дереве и дрожали. От них остались кожа да кости.Когда они узнали, что собака убежала, то стали опять дразнить Кота:-Эй ты, голубоглазый! Да, у меня голубые глаза,- сказал Кот. – Но они видят не хуже жёлтых. И я нашёл Страну, где много мышей.-Мы тоже хотим в эту Страну,- замяукали коты,- но если ты нас обманешь, мы разорвём тебя на куски. И они пошли за Котом в край их мечты. Они охотились много дней и ночей, а потом сказали Коту с голубыми глазами:-Спасибо добрый Кот. Теперь мы поняли, что ты ничем не хуже нас. Ты тоже можешь быть голодным и весёлым, можешь худеть и толстеть, можешь отыскать Страну мышей, и видишь ты не хуже нас, хотя у тебя и голубые глаза. Кот с голубыми глазами (выводы) Чем больше в жизни разнообразия, тем интересней и веселее жизнь. Было бы скучно, если бы все вокруг были похожи друг на друга.Для дружбы важны не цвет глаз или форма носа, а благородная душа и отважное сердце.Весёлый нрав и оптимизм помогают нам преодолевать трудности. Лиф Мунро История Фердинанда (вопросы для обсуждения) Чем Фердинанд отличался от других бычков?О чём волновалась его мама?Почему она успокоилась?Почему Фердинанда выбрали для боя быков?Как Фердинанд разочаровал зрителей?Можно ли по одному поступку судить о характере человека? История Фердинанда (выводы) Иногда человек может совершить поступок, совсем для него не характерный.Не стоит по одному поступку судить о характере человека, ведь так можно и ошибиться.Если ты внешне похож на других, то это ещё не значит, что ты должен вести себя так же, как и они.Каждый имеет право на тот образ жизни, который ему по душе, если это не мешает другим. Ульф Старк Умеешь ли ты свистеть, Йоханна (вопросы для обсуждения) Чем был огорчён Берра?Зачем мальчики пришли в дом престарелых?Что дети подарили дедушке Нильсу?Чему эта история учит нас? Умеешь ли ты свистеть, Йоханна (выводы) Рядом с нами есть одинокие люди, которые нуждаются в любви и заботе.Мы можем сделать их счастливее и многому у них научиться.Заботясь о других людях, мы становимся взрослее и лучше. Страна добрых волшебников Страна добрых волшебников(Вопросы для обсуждения) ЦельАктивизировать читательский интерес детей, способность формирования у учащихся умения анализировать поступки людейВопросы к беседеНазовите сказки в которых живут добрые волшебники?По каким качествам вы догадались, что они добрые?В каких сказках живут злые волшебники ? Почему решили, что они такие? Кому легче будет жить: доброму или злому ?С кем бы вы хотели общаться? Страна добрых волшебников(Выводы) Книги помогают нам отличить плохое от хорошего, доброе от злого, заставляют задуматься о своих поступках.Читая книги, мы учимся понимать других людей, сопереживать им, проявлять лучшие человеческие качества. Список литературы Айтматов Ч. Белый пароходАбрамов Ф. Братья и сёстрыАстафьев В.Печальный детективБелов В. Год великого переломаБиччер –Стоу Г. хижина дяди ТомаГорький М. На днеДрагунский В. Друг детства Сестра моя Ксения Он живой и светитсяДиккенс Ч Девид КопперфильдДубов Н Горные тюльпаныЖелезняков В. Голубая Катя ЧучелоКатаев В. Цветик-семицветикКороленко В. Дети подземельяКуприн А. Чудесный докторЛавренёв Б. Сорок первыйЛиханов А. Драматическая педагогикаМаршак С. Я. Кошкин домМосквина М. Пусть всем будет хорошоМедынский Г. Честь Можаев Б. Мужики и бабыНилин П ЖестокостьПлатонов А. Неизвестный цветокПушкин А. Капитанская дочкаРаспутин В.Уроки французскогоСолженицын А. Один день Ивана ДенисовичаТроепольский Г. Белый Бим – Чёрное УхоТвен М. Принц и нищийТолстой Л. Кавказкий пленникТолстой Л. Хаджи – МуратТолстой А. ГадюкаЧехов А. Ванька ЖуковШекспир В. Ромео и ДжульеттаШолохов М. Чужая кровьШукшин В. Калина краснаяПиппа Гудхарт Джинни и её дракончикЭнн Норрис Болдуин Ещё немного времени.Алан Маршалл Я умею прыгать через лужиМарк Шрайбер Принцы в изгнанииДороти Баталер Кушла и её книгиИен Стракан Паренёк в пузыреМоррис Глейцман БолтушкаАйвен Саутолл Пусть шарик летит