Презентация по истории на тему Мордовская вышивка 2 курс


Мордовская вышивка Цель исследовательского проекта Изучить своеобразие вышивки эрзянского и мордовского костюма, раскрыть красоту мордовского орнамента Содержание: Введение: 1. Симметрия, как основной принцип построения орнамента. 1.1 Бордюр. 1.2 Розетка. 1.3 Сетка.2. Вышивка эрзянского и мокшанского женского костюма. Введение: Мордовскую вышивку всегда отличает плотное расположение орнаментальных мотивов, поистине ювелирный подход в выполнении ее сложного узора по счету нитей, в умении декоративно сочетать различные фактуры. В зависимости от характерных для той или иной группы мордвы приемов техники исполнения достигалась художественная выразительность орнамента. Симметрия, как основной принцип построения орнамента. Расположение орнаментов на одежде и головных уборах мордовского костюма не является произвольным, а выстраиваются в зависимости от формы и размеров орнаментируемой площади с применением симметрии: осевой (симметрия относительно прямой), центральной (симметрия относительно точки) и зеркальной (симметрия относительно плоскости) симметрий. Для орнамента мордовской вышивки характерны такие виды симметрии, как бордюр, розетка и сетка. Бордюр. Весьма распространенным видом симметрии в мордовском орнаменте является бордюр. Бордюр – это линейный орнамент, полученный параллельным переносом некоторой фигуры. Линейный орнамент обычно применяется там, где нужно ограничить какую-то поверхность или разбить ее на части. На практике бордюр может строиться не только по прямой, но и вдоль ломаной или изогнутой линии. В любом случае параллельный перенос совершается, следуя изгибам и переломам оси. Бордюр, кроме симметрии параллельного переноса, может обладать и другими элементами симметрии. Они возникают в тех случаях, когда тот или иной вид симметрии присущ каждому отдельно взятому элементарному мотиву орнамента. Сравнивая орнаменты вышивок на мордовских костюмах с характеристиками бордюров, можно отметить, что чаще всего используются орнаментальные полосы, полученные переносом симметричной фигуры вдоль прямой линии в одном и том же направлении при одинаковом расстоянии между двумя соседними Орнаментальные мотивы вышивок нарукавах верхней женской одежды. Орнаментальные мотивы вышивок нарукавах верхней женской одежды Розетка Розетка, как вид симметрии, нашла широкое применение в орнаменте мордовской вышивки. При изучении нами выделено четыре типа розеток, используемых в вышивке, которые отличаются применением количества осей и плоскостей симметрии, применяемых к элементарной фигуре. Так при построении розеток могут использоваться только плоскость симметрии или только ось симметрии, или ось и плоскость симметрии, или и множество плоскостей симметрии. Схемы образования различных композиций и орнаментальных мотивов из ромбов с продлёнными сторонами Композиция и орнаментальные мотивы вышивок на плечах женских рубах мордвы - эрзи Розетка является композиционным центром наплечных вышивок женского костюма, в ряде головных уборов. А так же часто используется в вышивке свадебных покрывал мордвы – мокши. В виде полурозеток этот вид симметрии встречается в вышивке практически во всех панарах мордвы – мокши, покаев (свадебная рубаха) мордвы – эрзи. Большинство розеток построено на основе ромба с продленными и загнутыми сторонами, ромба с тремя и более отростками на каждой стороне решетчатого ромба Сетка. Сетчатый орнамент является преобладающим в вышивке головных уборов и применяется в основном для вышивки лобной части, а у некоторых типов головных – в вышивке тыльной стороны и лопасти. Рассматривая данную типологию, стоит отметить, что в мордовской вышивке наиболее распространен ромбический вид сетки и реже – квадратный, орнаментальные мотивы которых располагаются в каждой ячейке на равном расстоянии друг от друга по горизонтали и вертикали. В сетках данных типов применяются и контуры вокруг фигур, но от этого расстояния между фигурами не меняются Варианты простейших сетчатых орнаментов Схемы построения сетчатых орнаментов в вышивках головного убора Мордовский костюм. Вышивка нательной рубахи и распашной одежды Вышивка наплечной одежды всех групп мордвы располагалась вокруг шейного выреза, по плечам, рукавам, подолу и продольным швам основных полотнищ. Количество вышивки, её колорит и состав орнаментальных мотивов зависели от назначения рубахи. Наиболее богатой по количеству вышивки всегда была праздничная обрядовая одежда. Имелись некоторые отличия в расположении и количестве вышивки и у локальных групп мордвы. Сравнение вышивки нательной рубахи мокши и эрзи Основную декоративную нагрузку на рубахах мордвы – мокши выполняли вышивки наплечные и по подолу. Наплечная вышивка с каждой стороны начиналась у шейного выреза и заканчивалась на границе плеча и рукава розетками: одной или чётным числом небольших розеток, располагавшихся симметрично относительно наплечной вышивки (прил.2 рис.4). Вышивка на подоле спереди, имитирующая разрез, представляет собой бордюр, состоящий из геометрических фигур (восьми – шести конечная розетка, треугольники, квадраты, ромбы и т. п.) На эрзянских рубахах вышивка располагалась широкой полосой спереди с обеих сторон центрального шва и объединяла в единое целое вышивку по подолу, развитую нагрудную и наплечную. Вышивка на обрядовой одежде (покай) занимала большую площадь, нежели на будничной, иногда закрывала весь холст. Но расположение вышивок на обрядовой и будничной одежде было одинаковым. Основу наплечной вышивки составляла розетка - ромб, обращенная одной из вершин к шейному вырезу Как одну из особенностей орнамента вышивки мордвы следует отметить однотипность состава узоров (орнаментальные полосы, полученные переносом симметричной фигуры вдоль прямой линии в одном и том же направлении или розетки построенные на основе геометрических фигур). Основным элементом орнамента вышивки этого типа является ромб, ромб с диагоналями, ромб с продлёнными,продленными и загнутыми сторонами и другие его варианты.Нарукавные вышивки представляют собой заполненный горизонтальными рядами бордюров прямоугольный кусок холста, охватывающий рукав почти по всей окружности от кисти до локтя. Выполнила обучающая Дворецкова А.