Категории детей и семей, нуждающихся в социально-психолого-педагогической поддержке.
Категории детей и семей,нуждающихся в социально-психолого-педагогической поддержке. подготовила:Вакалова Ольга ВладимировнаСоциальный педагогМБОУ «Черноморская СШ №3»Республика Крым
Вакалова Ольга Владимировна социальный педагог
«Детство – это цветущий луг, залитый солнцем,по которому бежишь без оглядкик далёкому горизонту.И как важно чтобы рядом с тобойбыл любящий опытный поводырь»А.И.Баркан
Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой (А.В. Мудрик).
Отношения родителей, которое характеризуется отрицательной эмоциональной окрашенностью, ранит и ожесточает ребенка. В зависимости от характера внутрисемейных отношений все семьи можно условно разделить на: благополучные и семьи, нуждающиеся в социально-психолого-педагогической поддержке.
1. Категории семей, на которые необходимо обратить внимание в работе – семьи, которые характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные – это неполные, малообеспеченные, многодетные, замещающие семьи, семьи, где дети-инвалиды, семьи, где один или оба родителя инвалиды, и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил.
а) Неполная семья – семья, в которой есть только один родитель, заботящийся о детях. Как правило, это семья, где глава женщина.б) Малообеспеченная семья – семья, среднедушевой доход которой ниже прожиточного минимума, установленного законодательным актом Российской Федерации.в) Многодетная семья – семья, в которой воспитывается 3 и более детей.
г) Замещающая семья – форма жизнеустройства ребенка, который утратил связи с биологической семьей, приближенная к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания, обеспечивающая наиболее благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации, приобретения опыта жизни в семье. К ней относят: семьи усыновителей, опекунов, попечителей, приемные семьи, детские дома семейного типа.
- усыновление – это специальная мера защиты ребенка, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью;- опека (попечительство) – форма охраны личных и имущественных прав и интересов недееспособных граждан; форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Понятие «опека» и «попечительство» как формы семейного воспитания идентичны;- приемная семья – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями. Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, как правило, не должно превышать 8 человек;- детский дом семейного типа – это семейная пара или одинокая женщина, взявшая на воспитание от 5 до 10 детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.
д) Дети с ограниченными возможностями – дети, которые имеют отклонения от нормы, существенно сказывающиеся на их жизнедеятельности. е) Семья переселенцев, беженцев. ж) Семьи эмигрантов. з) Семьи студентов. и) Семьи верующих. к) Одарённые дети.
Факторы риска не обязательно свидетельствуют об отсутствии комфортной среды для ребенка. Наличие названных факторов только обуславливает необходимость постановки семьи на учет, но если они сопровождаются межличностными конфликтами и напряжением внутрисемейных отношений, то такая семья перемещается в категорию проблемных семей, а при наличии определенных причин – переходит в категорию семей, находящихся в социально опасном положении.
Виды возможной помощи.*Диагностическая беседа с родителями с целью выяснения осознания проблемы семьи и готовности принятия помощи и поддержки. *Консультации психолога с родителями и с ребенком, медицинская помощь (консультация). *Организация бесплатного питания для детей, *Оказание адресной, гуманитарной помощи. *Коррекционная работа психологов и педагога социального с родителями. *Организация поддержки со стороны общественных организаций .и др.*Социальное расследование с целью выяснения других источников материального благополучия семьи, которые не привели бы к длительному отсутствию матери.*Педагогическая и психологическая поддержка детей, временно оставшихся без попечения родителей. *Медицинское обследование ребенка и родителей с целью дальнейшей реабилитации.
Спасибо за внимание!