Презентация. Урок развития речи. Сочинение-рассуждение Тема памяти в рассказе Е.И.Носова Живое пламя. 7 класс.
Методическая разработка урока в форме презентации Работа Панцыревой А.Г., учителя русского языка и литературы МБОУ «Большекабанская сош»
Урок развития речи в 7 классе. Сочинение - рассуждение «Тема памяти в рассказе Е.И.Носова «Живое пламя».
Цели:познакомить с жизнью и творчеством писателя и его произведением «Живое пламя»;раскрыть своеобразие темы памяти в рассказе «Живое пламя»;исследовать , какие художественные приемы использует писатель, чтобы показать, как война находит отклик в судьбах людей
Задачи:формирование грамотного высказывания и письменного оформления речи; закрепление навыков анализа текста;введение в сочинение-рассуждение цитат из рассказа;укрепление нравственной позиции учащихся, определение собственной точки зрения и умение её доказывать
План урока:1) сведения из биографии,2) подготовка к сочинению – рассуждению «Как раскрывается тема памяти в рассказе «Живое пламя»:- лексико-орфографическая работа;- вопросно-ответная форма (ключи для тех, кто затрудняется, даются на отдельных слайдах);- пишем сочинение под музыку.
Евгений Иванович Носов (1925-2002 г.)
Сведения из биографии Евгений Иванович Носов родился в 1925 году. Его родина – село Толмачёво, недалеко от Курска. Отец рабочий. Носов окончил восемь классов школы, затем воевал, был ранен, награждён орденами и медалями. После войны работал в газете художником-оформителем и корреспондентом. Будучи принятым в Союз писателей, закончил Высшие литературные курсы.
Первая его книга «На рыбачьей тропе» (1959) посвящена природе родного края.
Критик В.Васильев отмечал: «…его ранние пристрастия к рисованию, охоте, рыбной ловле и собирательству трав… до необычайной остроты развили… способности пластического восприятия природы во всём многообразии её красок, звуков, запахов и переменчивых состояний».
Е.И.Носова беспокоит проблема человека, памяти о тех, кто не вернулся с войны. В рассказах с автобиографическими элементами перед читателем предстают запоминающиеся образы людей, прежде всего детей и подростков, как крестьянских, так и городских.
Военная тема присутствует в произведениях Носова особым образом: в них практически нет фронта, военных действий, о войне упоминается вскользь, через особые детали. Это рассказы: «Кукла», «Живое пламя», повесть «Шопен, соната номер два».
В жанровом отношении творчество писателя не отличается разнообразием; ему ничуть не тесно в рамках повести и рассказа. Густой, многоцветный язык и лиризм мироощущения дают ему возможность продолжать и развивать традиции Тургенева, Бунина и других русских классиков.
Подготовка к сочинению-рассуждениюАнализируем содержание заранее прочитанного рассказа по вопросам (письменно оформляем в черновике)
Лексико-орфографическая работа:короб – лубяное или коростяное изделие для укладки чего-либо;куртинка – цветочная грядка;чулан - помещение в доме, служащее кладовой; завалинка – земляная насыпь вдоль наружных стен дома;пыхнул – от слова вспыхнул.
1) Сформулируйте основную тему текста. Назовите слово, которое, по-вашему, является главным в определении темы рассказа.
Ключи В рассказе «Живое пламя» раскрывается тема памяти о войне. Она показывается автором через деталь – цветущие на клумбе маки.
2) Найдите в тексте и выпишите цитаты, где говорится о маках.(Цитата – точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста.)
3) Что такое память и зачем она нужна человеку?
КлючиАссоциации к слову «память».Воспоминание. Незабываемый. Запечатлеть. Освежить. Почтить. Воскресить. Восстанавливать. Чтить. Сохранить. Хранить.Ворошить.
Память вновь и вновь возвращает ветеранов Великой Отечественной войны в окопы и землянки, на занимаемую горсткой солдат высотку или на переправу под прицельным огнём. Память. Она всегда с ними. В рассказе чувствуется внутреннее напряжение, постоянная работа мысли, связанная с восстановлением каких-то важных моментов в жизни человека.
4) В каких строках выражена идея рассказа, объясните значение этого выражения
Ключи«Да, сгорел… Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…»
5) Выпишите из текста метафоры и олицетворения. Что они помогают раскрыть в тексте?
Ключи- жасминовый куст ронял кружевную тень;- по самому краю расстилался коврик… с разбросанными по нему цветами;- легкий ветер чуть колыхал алые лепестки; - два дня буйно пламенели маки;- на клумбе полыхал большой ковёр маков;- не дать погаснуть живому огню.
6) Как вы понимаете конец рассказа? Почему тетя Оля отдала предпочтение макам?
7) Как можно объяснить название рассказа Е.И.Носова «Живое пламя»?
Пишем сочинение «Тема памяти в рассказе Е.И.Носова «Живое пламя»