Презентация по теме Практико-ориентированный проект по теме: «Разработка программы внеурочной деятельности «Радуга здоровья»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г.Зубцова Тверской обл.Практико-ориентированный проект по теме:«Разработка программывнеурочной деятельности«Радугаздоровья» Выполнила учитель начальных классовМишагина Галина Степановна Содержание1.ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ2.ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ3.АННОТАЦИЯ К ПРОЕКТУ4.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ5.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ(ПРОГРАММА «РАДУГА ЗДОРОВЬЯ)6.ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ7.ВОЗМОЖНОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА8.ВЫВОДЫ9.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ10.ПРИЛОЖЕНИЕ (ДИДАКТИЧЕАКИЙ МАТЕРИАЛ) Обоснование выбора темы Охрана здоровья школьников – одна из важнейших задач образования. Не подлежит сомнению и тот факт, что самое драгоценное у человека – здоровье, и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. Решать эту проблему необходимо через применение в рамках образовательного процесса здоровьесберегающих педагогических технологий и просвещение детей. Так возникла необходимость создания программы «Радуга Здоровья ». Цель проектаРазработать программу внеурочной деятельности«Радуга Здоровья» Задачи проектаОбзор и теоретический анализ документов по здоровьесбережению, статистических данных о здоровье детей.Подбор учебного материала к разработке программы.Составление тематического планирования занятий программы.Планирование ожидаемых результатов обучающихся.Формирование навыков здорового образа жизни детей. Теоретическая часть В теоретической части приведены статистические данные по заболеваемости учащихся за последние 5 лет и проанализированы основные причины ослабления здоровья школьников. Практическая частьЦель программы: содействие становлению личности младших школьников, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического здоровья и безопасности обучающихся. Задачи программыВ области формирования личностной культуры: сформировать умения противостоять в пределах возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья;сформировать представления о позитивных факторах, влияющих на здоровье;научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе ее использования самостоятельно поддерживать свое здоровье;сформировать представление о правильном питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); в области формирования социальной культуры:научить обучающихся начальной ступени образования делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;дать представление с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей, о существовании и причинах возникновения зависимостей от психоактивных веществ;дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе при использовании компьютера, просмотра телепередач, рекламы и участия в азартных играх;сформировать навык позитивного коммуникативного общения; в области формирования семейной культуры:сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности;сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;сформировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья. Пояснительная запискаСрок реализации программы – 1 год (33 часа, 1час в неделю ).Возраст обучающихся – 7 - 8 лет. (1 класс) ПринципыВ основу программы положены следующие принципы:принцип систематичности (реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом);принцип доступности и наглядности;принцип практической направленности;принцип учета индивидуальных особенностей каждого обучающегося;принцип обратной связи (каждое занятие должно заканчиваться рефлексией: обсудить, что получилось и что не получилось, изучить мнение детей, определить перспективу действий). Формы и методы работыбеседа-диалог, игры, конкурсы, экскурсии, практические занятия, просмотры видеофильмов с последующим их обсуждением. Ожидаемые результаты реализации программыЛичностные УУД:способность понимать необходимость вести здоровый образ жизни;развить личностные качества, которые обеспечивают его собственную безопасность в различных жизненных ситуациях;формировать внутреннюю дисциплину по ведению здорового образа жизни. Регулятивные УУД:ориентироваться в различных жизненных ситуациях и применять знания, умения и навыки в практической деятельности;планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполненного задания;самостоятельно адекватно оценивать правильность своего решения в любой ситуации. Познавательные УУД:знать и соблюдать основные нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психологического здоровья;знать и уметь правильно распределять время на работу, учёбу и отдых;наблюдать, делать выводы;задавать вопросы, уточняя непонятное;знать особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;уметь различать “полезные” и “вредные” продукты; Коммуникативные УУДсотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий;выполнять требования и условия ролевых игр;учиться договариваться и приходить к общему решению;формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию;осуществлять взаимопомощь. Содержание программы№п/пТематическое планирование и формы деятельностиЧасыЦели занятийФормирование УУД1Вот мы и в школе4ч. Научить детей знакомиться друг с другом, помочь учащимся быть ближе друг к другу, создать обстановку психологического комфорта Уточнить представления детей о времени; помочь осознать время, проводимое в школе, его деление на уроки и перемены; формировать умение планировать свое время. Развивать валеологические навыки детей, учить заботится о своем здоровье. Прививать любовь и заботу о собственном здоровьеПознавательные - формулирование познавательной цели;Личностные- понимание необходимости вести здоровый образ жизни;Коммуникативные- постановка вопросов;- умение выражать свои мысли полно и точно;Регулятивные- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;- волевая саморегуляция; Содержание программы2 Питание и здоровье5 ч. Знакомство с понятием «здоровое питание».Показать роль пищи в жизни человека.Показать разнообразие пищи, рассказать о составе полезной пищи. Рассказать о многообразии блюд из овощей и их пользе. Показать роль фруктов и соков для здоровья человека. Дать представление о разных видах соков.Познавательные- поиск и выделение необходимой информации;- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;Коммуникативные- постановка вопросов;- умение выражать свои мысли полно и точно;Регулятивные- целеполагание;- волевая саморегуляция;Личностныесамоопределение;- развитие личностных качеств, которые обеспечивают его собственную безопасность в различных жизненных ситуациях; Содержание программы3Моё здоровье в моих руках7чСоздать условия для формирования понятий: режим дня, сон, утренняя гимнастика. Научить, правильно чистить зубы, показать разнообразие зубных паст. Познакомиться со школьным стоматологом. Закрепить название дорожных знаков, вспомнить, как правильно переходить дорогу. Воспитывать любовь к животным, научить обращаться со своими питомцами.Познавательные-общеучебные действия, постановка и решение проблем;- логические и знаковосимволические действияКоммуникативные- постановка вопросов;- умение выражать свои мысли полно и точно;Регулятивные- целеполагание;- волевая саморегуляция;Личностные- самоопределение;- развитие личностных качеств, которые обеспечивают его собственную безопасность в различных жизненных ситуациях; Содержание программы4Я в школе и дома 6 ч.Показать, как важна для человека красивая осанка. Дать понятие об органах зрения. Познакомить со строением глаза. Выполнять гимнастику для глаз. Провести наблюдение. Выучить правила бережного отношения к зрению, правила подготовки домашнего задания.Познавательные- поиск и выделение информации;самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характеразадавать вопросы, уточняя непонятное; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий5Чтоб забыть про докторов 4 ч.Пропагандировать здоровый образ жизни. Дать понятие о закаливании. Разъяснить вредное воздействие микробов на организм. Дать рекомендации по борьбе с инфекцией. Научить детей правильно мыть руки.Коммуникативные- постановка вопросов;- умение точно выражать свои мысли;- осуществлять взаимопомощь;- учиться договариваться и приходить к общему решению Содержание программы6Я и моё ближайшее окружение 3 ч.Показать значение семьи в жизни человека. Показать отличие ребенка от взрослого человека. Показать роль каждого члена семьи в поддержании благоприятной атмосферы в семье. Показать, как формируется авторитет. Определить, в каких случаях необходимо драться, а в каких – нет.Регулятивные- целеполагание;- планирование и прогнозирование;- контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполненного задания;коррекция своего поведения в соответствии с заданной ситуацией;- самостоятельно адекватно оценивать правильность своего решения в любой ситуации.Личностные- развитие личностных качеств, которые обеспечивают его собственную безопасность в различных жизненных ситуациях;- формирование внутренней дисциплины по ведению здорового образа жизни. Содержание программы7Вот и стали мы на год  взрослей 4 ч.Подвести итоги проделанной работы, провести выставку рисунков, сделанных в течение года. Наградить самых здоровых, помочь составить проект «индивидуальная программа здоровья».Познавательные- рефлексия способов и условий действия;- формулирование познавательной цели;- построение логической цепи рассуждений;Коммуникативные- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - умение вступать в сотрудничествоРегулятивные- целеполагание;- оценка;Личностныесамоопределение;- понимание необходимости вести здоровый образ жизни; Тематическое планирование№ п/пНаименование разделов и дисциплинВсего,час.Формы и виды деятельностиФорма контролябеседыигрыпракти-ческие занятия  «Вот мы и в школе»(4ч)1Дорога к доброму здоровью11 2Весёлые физминутки11 3Здоровье в порядке - спасибо зарядке11 4Режим для первоклашки.11 1 класс«Первые шаги к здоровью» Тематическое планирование№ п/пНаименование разделов и дисциплинВсего,час.Формы и виды деятельностиФорма контролябеседыигрыпракти-ческие занятия«Питание и здоровье»(5ч)1Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники»112Культура питания Приглашаем к чаю113Ю.Тувим «Овощи»114Как и чем мы питаемся15Красный, жёлтый, зелёный11викторина Тематическое планирование№ п/пНаименование разделов и дисциплинВсего,час.Формы и виды деятельностиФорма контролябеседыигрыпракти-ческие занятия«Моё здоровье в моих руках»(7ч)10Соблюдаем мы режим , быть здоровыми хотим1111Полезные и вредные продукты.1112Правила безопасности при общении с животными1113Экскурсия «Мы - пешеходы»1114Как обезопасить свою жизнь1115 Мы болезнь победим быть здоровыми хотим1116 В здоровом теле здоровый дух11викторина Тематическое планирование№ п/пНаименование разделов и дисциплинВсего,час.Формы и виды деятельностиФорма контролябеседыигрыпракти-ческие занятия«Я в школе и дома»(6ч)17Мой внешний вид –залог здоровья1118Зрение – это сила1119Осанка – это красиво1120Весёлые переменки1121Здоровье и домашние задания1122Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим , все болезни победим11Игра- викторина Тематическое планирование№ п/пНаименование разделов и дисциплинВсего,час.Формы и виды деятельностиФорма контролябеседыигрыпракти-ческие занятия«Чтоб забыть про докторов»(4ч)23“Хочу остаться здоровым”.1124Вкусные и полезные вкусности1125День здоровья «Как хорошо      здоровым быть»1126 «Как сохранять и укреплять свое здоровье» 11круглый стол Тематическое планирование№ п/пНаименование разделов и дисциплинВсего,час.Формы и виды деятельностиФорма контролябеседыигрыпракти-ческие занятия«Я и моё ближайшее окружение»(3ч)27Моё настроение Передай улыбку по кругу.  Выставка рисунков «Моё настроение»11день вежливости28Вредные и полезные привычки1129“Я б в спасатели пошел”11Ролевая игра Тематическое планирование№ п/пНаименование разделов и дисциплинВсего,час.Формы и виды деятельностиФорма контролябеседыигрыпракти-ческие занятия«Вот и стали мы на год  взрослей»(4ч)30Опасности летом (просмотр видео фильма)1131Экскурсия «Вредные и полезные растения». 1132-33Чему мы научились за год (проект)22 Итого: 3310716 Предполагаемый результат проектаразработанная программа внеурочной деятельности «Радуга Здоровья»подобран дидактический материал для реализации программы Возможное продолжение и развитие проекта В рамках дальнейшего развития проекта может быть разработана программа внеурочной деятельности для учащихся второго класса - «Страна Спортландия» Данная программа будет содержать несколько важных разделов практической и теоретической направленности: «Спорт в жизни детей», «Подвижные игры», «Спортивные игры», «Игры народов мира».Обучение второклассников по данной программе позволит познакомить детей с разными видами игр и будет способствовать укреплению их здоровья и физического развития. Выводы: В работе был проведен анализ причин ослабления психологического и физического здоровья детей, мы раскрыта необходимость построения систематической работы по обучению детей основным нормам поведения, обеспечивающим сохранение и укрепление здоровья; безопасному поведению в школе и дома.Считаю, что выбранная тема достаточно полно раскрыта в работе и подтверждает свою актуальность. Считаю, что систематическое проведение занятий по программе внеурочной деятельности «Радуга здоровья» поможет педагогам в решении проблемы снижения заболеваемости детей и их безопасности. Литература.     Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М.  Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.2.     Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.3.     Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.4.     Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)5.     Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.6.     Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.7.     Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.8.     Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.9.     Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.10.                       Патрикеев, А.Ю.  Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха.11.                       Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.12.                       Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.13.                       Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.14.                       Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.:  1991. – 120 с. Получен от природы дар – Не мяч и не воздушный шар.Не глобус это, не арбуз – Здоровье. Очень хрупкий груз!Чтоб жизнь счастливую прожить,Здоровье нужно сохранить!