Презентация на тему:Физическая культура,как составляющая культуры человека и общества
«Физическая культура, как составляющая культурычеловека и общества»Автор: Кузнецова Е.В.
Физическая культура – это часть общей культуры личности и общества, представляющая собой совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых и используемых для физического совершенствования людей (Б.А. Ашмарин, 1999).Физическая культура – это элемент культуры личности, специфическое содержание которого составляет рационально организованная, систематическая деятельная активность, используемая человеком для оптимизации состояния своего организмаИтак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности.
Формирование знаний, умений и навыков целенаправленного и эффективного использования средств физической культуры осуществляется именно в процессе физического воспитания.Следовательно, этот процесс выступает как деятельная сторона физической культуры, благодаря которой происходит превращение ценностей физической культуры в личное достояние человека. Это находит свое отражение в улучшение здоровья, повышения уровня развития физических качеств,двигательной подготовленности, более гармоничном развитии.Физическое воспитание–это педагогический процесс, направленный на формирование здорового,физически совершенного, социально активного человека, включающий в себя обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание (управлении развитием) физических качеств. (Ж.К.Холодов).
Физическое развитие – процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма в течение индивидуальной жизниЭтот процесс характеризуется следующими показателями:1. Морфология человека (размер тела, массы тела, осанка, величина жироотложения).2. Показателями функциональных изменений физиологических систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной систем, органов пищеварения и выделения и др.).3. Показателями развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, координационных способностей).
Важнейшими конкретными показателями физически совершенного человека современности является: Качественное здоровье. Высокая общая физическая работоспособность. Пропорционально развитое телосложение, правильная осанка Владение рациональной техникой основных жизненно важных движений Всесторонне и гармонично развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека. Физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде и спорте
Спорт – специфическая форма культурной деятельности человека и общества, направленная на раскрытие двигательных возможностей человека в условиях соперничества.Спорт - составная часть физической культуры – это собственно соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, специфические межличностные отношения.В последнем представлении термин «спорт» входит в понятие «физическая культура». «Спорт» имеет смысл рассматривать как часть физической культуры пока он выполняет роль воспитания и является частью общественно-педагогической системы подготовки человека к эффективной деятельности.
Культура имеет свои специфические функции, которые вытекают из сущности физической культуры и отражают ее структуру.Под специфическими функциями понимают те, которые позволяют удовлетворять потребности человека в двигательной активности, оптимизировать свое физическое состояние и развитие организма соответственно закономерностям укрепления здоровья и обеспечения физической дееспособности, необходимой в жизни. Л.П. Матвеев (1983) выделяет следующие специфические функции:• образовательные функции – наиболее полно выражены при использовании достижений физической культуры в общей системе образования для систематического формирования жизненного фонда двигательных умений, навыков и знаний, общефизическом развитии и укреплении здоровья людей вне зависимости от пола, возраста, степени физического развития, при создании основы для здорового образа жизни, при сдерживании процессов инволюции т.п.• прикладные функции призваны использовать физическую культуру в системе подготовки к трудовой деятельности и защите Родины (повышение работоспособности, устойчивости к неблагоприятным условиям труда гипокинезии и гиподинамии).• спортивные функции наиболее ярко выражены в сфере спорта высших достижений, где они проявляются в том, что физическая культура служит главным фактором достижения максимальных результатов в реализации физических способностей.• рекреативные и оздоровительно-реабилитационные функции, которые выражены при использовании физической культуры в сфере организации досуга и в системе специальных восстановительных мероприятий при утомлении, заболевании, травме.
Внедрение системы физической культуры в общественную жизнь происходит главным образом через систему физического воспитания, охватывающую в первую очередь подрастающее поколение и функционирующей в большинстве случаев под патронажем государственных структур.
Цель – систематизирующий компонент функционирования системы, подразумевающий те конечные результаты, которых желательно достичь в некотором отдаленном будущем.Особенности и цели той или иной системы физической культуры определяются особенностями социально-экономического и общественно-политического государственного устройства конкретного общества.Целью системы физической культуры – является формирование физической культуры личности.Цель системы физической культуры конкретизируется в задачах, которые необходимо решать с любым контингентом занимающихся, выделяя при этом образовательные задачи, задачи развития физического развития и задачи воспитания личности.
Задачи физического развития включают оптимальное развитие физических качеств (способностей); совершенствование телосложения и гармоническое физическое развитие; укрепление и сохранение здоровья, закаливание, восстановление работоспособности после болезней и травм; многолетнее сохранение высокого уровня работоспособности.К воспитательным задачам относятся: формирование мировоззрения, убеждений, установок, потребностей, мотивов, интересов, активного и осознанного отношения к деятельности, определенной сферой физической культуры; качеств личности, обуславливающих ее физкультурно-спортивную активность.
1. Физические упражнения наиболее полно удовлетворяют потребность человека в двигательной активности.2. Физические упражнения воздействуют не только на морфофункциональное состояние, но и на личность занимающегося.3. Физические упражнения как системы движений выражают мысли и эмоции человека, его отношение к окружающей действительности.4. Физические упражнения – это один из способов передачи общественно-исторического опыта в области физической культуры, его научных и практических достижений.
Физическая нагрузка с соответствующей интенсивностью лишь тогда становится эффективной, если она достигает необходимого объема.Для установления оптимального соотношения интенсивности и объема тренировочной нагрузки необходимо четко определить цель, с которой выполняется упражнение, учесть уровень физической подготовленности, возрастные и половые особенности тех, кому она предлагается.Интенсивность и объем нагрузки следует дозировать так, чтобы обеспечивать оптимальную «загрузку» организма человека в тренировочном занятии. Загрузка считается оптимальной, когда появляются видимые симптомы усталости, которые сохраняются определенное время и после окончания занятия. Необходимо отметить, что одинаковая нагрузка одни и те же внешние параметры нагрузки вызывают идентичные реакции организма занимающихся.Для эффективной организации тренировочного процесса, необходимо рационально объединять четыре составных части методов упражнения: характер и величину нагрузки, продолжительность и характер отдыха.
Спасибо за внимание