Презентация по литературе Высокая комедия А.С.Грибоедова Горе от ума.


«Высокая комедия» А.С.Грибоедова «Горе от ума»Жанровое своеобразие комедии.Урок – исследование.Кочукова Ю.В., учитель русского языка и литературыМБОУСОШ № 17 города Тулы АннотацияПрезентация «Высокая комедия» А.С.Грибоедова «Горе от ума» выполнена учителем русского языка и литературы МБОУСОШ № 17 Кочуковой Ю.В.Цель работы: работа предназначена для вывода на монитор каждого учащегосяЗакрепить навыки учащихся в постижении жанрового своеобразия произведенияПри создании презентации использованы собственные наработки, данные Интернета, сканирование, программа Microsoft Power PointДанная работа может использоваться на уроке в 9 кл. с целью изучения произведенияОбъем работы 13 слайдов Из истории созданияКак поэму задумал свое «Горе уму» (это первоначальное название «Горе от ума») А.С.Грибоедов. В заметке «По поводу «Горя от ума» он писал: «…первое начертание этой сценической поэмы было гораздо великолепнее и высшего значения, чем теперь». Это дает возможность предположить, что самый ранний замысел был не реалистическим, а романтическим. Сопоставление Чацкого с романтическим героем доказывает, что его черты в высшей степени присущи и герою Грибоедова. Что же это за черты?Прежде всего – это биография героя. Чацкий – сирота. Мотив сиротства получает значительное распространение в романтической поэме.Одиночество «бессемейного» героя усиливалось и его отказом от общепринятого в обществе, уклонившемся от прямого пути. У Чацкого это проявляется прежде всего в отказе от службы.Нежелание романтического героя разделять путь общества определяет типичный для поэмы мотив «бегства», путешествия. Между двумя странствиями застаем мы в Москве и Чацкого.Вернувшись после первого путешествия в Москву, Чацкий, как и романтический герой, сталкивается с изменой любимой и друга, злобной клеветой и гоненьем общества.И к романтическому герою и к Чацкому приходит прозрение. Проследим, как меняется определение конфликта в комедии Грибоедова в литературоведении советского периода.Н.К.Пиксанов конфликт комедии обозначает «как столкновение дряхлеющего, но еще сильного крепостнического барского мира с новыми людьми, с новым, идущим на смену миром».Вл.Соловьев: «Положение Чацкого в обществе одинокое и трагическое: у него нет фактических связей ни с официальной традицией, ни с оппозиционной современностью, с которыми он врозь, а только с едва различимым будущим». Я.С.Билинкис: « Пьеса вся пронизана … разветвленнейшим конфликтом между воображением личностей, делающих первые собственные шаги на русской почве, и реальностью бытия… Одиночество не исчерпывается пределами фамусовского круга, фамусовской Москвы… Герою же не дано отделить действительно недопустимое от того, без чего жизнь как жизнь, по самой сущности своей… обойтись, остаться собой не может». Вывод В этих высказываниях Чацкий сближается с романтическим героем и совсем по-иному трактуется конфликт комедии. Случайно ли, что романтический поэмный конфликт иногда переходит в драму? Нет, поскольку между ними есть принципиально важное сходство: его острота и непримиримость, объясняющие повышенную эмоциональность композиции. Хотя действие комедии укладывается в рамки одного дня (дань классицизму), оно до предела насыщено: это 4 схватки Чацкого с окружающими: с Софьей (1 действие), с Фамусовым (2 действие), с фамусовским обществом (3 действие), со всеми вместе и со всем миром (дань романтизму!) в 4 действии. Какой же была любовь Чацкого? В романтической поэме любовь – это последнее прибежище усталой души героя, порвавшего с обществом, с прошлым. Любовь эта беспредельна. Измена или смерть любимой лишают дальнейшее существование героя всякого смысла, завершают процесс его отчуждения. Любовь Чацкого выражена той же формулой: кроме Софьи ему «мир целый … прах и суета». Измена любимой – кризисный момент для Чацкого. Как сложится дальнейшая судьба Чацкого? Комедия Грибоедова заканчивается тем, чем обычно начинается романтическая поэма: бегством (изгнанием) героя из общества. Последние слова Чацкого, «Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок», как будто бы дают на этот вопрос однозначный ответ: он повторит путь Чайльд-Гарольда, Пленника, Алеко. Лиризм комедии – это еще одна черта, которая сближает «Горе от ума» с романтическими произведениями.В романтической поэме взаимоотношения героев передавались через обмен монологами, иногда поэма превращалась в сплошной монолог – исповедь героя («Мцыри»). В комедии Грибоедова масса «исповедальных» монологов Чацкого, передающих силу любви и горечь разочарования.Вторая причина лиризма комедии – это близость автора и героя. В Чацком есть черты биографии Грибоедова: его тоже юношей возил на поклон его дядя А.Ф.Грибоедов. Как и Чацкий, Грибоедов успел послужить и в военной службе, и в коллегии иностранных дел. В речи Чацкого Грибоедов вложил все, что сам думал и чувствовал. Речь Чацкого выразительна в качестве типичной речи для романтиков той эпохи; в некоторых местах она становится как бы пламенным монологом самого поэта-автора, обращенным к публике. И, наконец, есть ли принципиальное отличие первоначального заголовка комедии от окончательного ее названия? «Горе уму» звучит трагично, в этой формуле – безысходность, что сближает творение Грибоедова с романтической поэмой и идет от первоначального замысла. Горе уму исходило извне, ум осмыслялся в подобной ситуации как объект гонения. В предпочтенной Грибоедовым формуле остается и прежнее содержание, но смысл расширяется: ум сам приносит страдания, горе своему обладателю. «Без горя … без печали» живут Молчалины. Их в обществе устраивает все, они «блаженствуют», по горькому наблюдению Чацкого. Но в самом звучании «горе от ума» есть и некоторая доля иронии. В комедии можно всех подвергнуть насмешке, в том числе и Чацкого. Не он смеется последним. Чацкий вызывает не только сочувствие, а иногда ироническую усмешку. Так тоже Грибоедов установил дистанцию между собой и своим героем. Задания для самостоятельной работы.Какие черты комедии классицизма сохранились в «Горе от ума»? В чем вы видите новаторство комедии Грибоедова? Что делает «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор» общественными комедиями?Согласны ли вы с определением «Горя от ума» как «лирической драмы» Александром Блоком?