Презентация Форирование коммуникативных УУД на уроках физической культуры в начальных классах
Афонина Ольга НиколаевнаУчитель физической культуры МОБУ СОШ №7
Формирование коммуникативных универсальных действий младших школьников на уроках физической культурыЦель исследования: определить психолого-педагогические условия, наиболее эффективные приёмы, направленные на формирование коммуникативных УУД младших школьников на уроках физической культуры.
Задачи:изучить и проанализировать методическую литературу по проблеме формирования коммуникативных УУД младших школьников; проанализировать Программу формирования УУД, как составную часть Основной образовательной программы НОО МОБУ СОШ №7 отобрать наиболее эффективные приёмы, методы и формы работы по формированию коммуникативных УУД на уроках физической культурыразработать методические рекомендации по формированию коммуникативных УУД младших школьников на уроках физической культуры.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных УУД младших школьников.Предмет исследования: формирование коммуникативных УУД младших школьников на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования Процесс формирования коммуникативных УУД на уроках физической культуры будет успешным, если учитель:ведёт целенаправленную работу по формированию коммуникативных УУДприменяет в образовательном процессе разнообразные формы работы, способствующие развитию коммуникативных УУДосуществляет работу по формированию коммуникативных УУД младших школьников в сотрудничестве с классным руководителем.
Этапы проведения исследования:1 этап (август - сентябрь 2014г.) — подготовительный (определение темы, цели, задач исследования, изучение литературы и опыта других учителей по теме исследования)2 этап (октябрь 2014г. - апрель 2015г.) — основной (диагностика исходного уровня сформированности коммуникативных УУД младших школьников, непосредственная работа по формированию коммуникативных УУД школьников)3 этап (май - июнь 2015г.)— заключительный (диагностика уровня сформированности коммуникативных УУД младших школьников, подведение итогов, разработка методических рекомендаций по формированию коммуникативных УУД младших школьников на уроках физической культуры).
Л.С. ВыготскийА.Н. ЛеонтьевД.Б. ЭльконинП.Я. Гальперин В.В. Давыдов
Три группы коммуникативных УУД:1.Коммуникация как взаимодействие
Ситуация 2. На дом были заданы упражнения на развитие быстроты, силы и координации: сила – отжимание, быстрота – прыжки через скакалку, координация – поворот на носках на 180 градусов. Наташа, Катя и Ира решили выполнять упражнения вместе. Наташа сказала: «Будем делать отжимание», Катя предложила: «Давайте прыгать через скакалку», Ира возразила: « Лучше попробуем повороты». Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить? Ситуация 3. Две подружки на улице решили поиграть. «Давай поиграем в «Салки»», - предложила Лена. «Нет, лучше в « Классики», - возразила Аня.Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить? Во что бы ты предложил поиграть? Почему?
Примеры игр:«Ручей» «Парашютисты»«Невод» «Салки»
2.Коммуникативно-речевые действия
Примеры игр«У медведя во бору»У медведя во бору, Грибы ягоды беру.А медведь сердит, И на нас рычит.«Море волнуется » Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три, Морская фигура замри.
3.Кооперация, сотрудничествоПримеры игр:«Снайперы»«Пионербол»«Охотники и утки»
Основная образовательная программаначального общего образования МОБУ СОШ №7{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Коммуникативные УУДРечевые действия как средства регуляции собственной деятельности.Общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности.С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. Способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия.Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Приёмы и методывыполнение общеразвивающих упражнений под стихотворное сопровождение (кроме того, стихи помогают организовать мыслительную деятельность, способствуют развитию координации движений, тренируют память)комментирование выполняемых упражнений, дополнение ответов других, высказывание своих версийсоставлять свои комбинации упражнений, учить не только показывать двигательное действие, а и проговаривать упражнение, объяснять его актуальность для решения поставленных задач, учить аргументировать свою позициюв командных играх и эстафетах создавать условия для понимания того, что всегда есть несколько точек зрения на проблему, учить находить плюсы и минусы в каждой точке зрения, усилению коллективной позиции за счёт суммирования плюсов и устранения минусовучить работе в группах, парах, соперничающих командах;создавать условия для решения задач формирования коммуникативных умений в процессе групповой работысоздаются прекрасные возможности решения этих задач в условиях соревновательной деятельности; построение действий целеполагания и рефлексии с приоритетом на воспитательные аспекты соревновательной деятельности
Условия формирования коммуникативныхуниверсальных учебных действий: 1) искренняя заинтересованность учителя 2) учёт индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка3) организация работы по формированию коммуникативных УУД младших школьников в процессе игровой деятельности4) тесное сотрудничество учителя физической культуры с учителями начальных классов, педагогом-психологом, учителем-логопедом и родителями обучающихся5) основой для построения конструктивных отношений учитель – ученик должно стать позитивное взаимодействие6) постоянный анализ имеющейся ситуации: различные диагностики сформированности коммуникативных УУД, беседа, наблюдение за обучающимися.
Октябрь 2014.
Январь 2015
Спасибо за внимание !