Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме Глагол как часть речи


Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесенные во имя победы над самым коварным и жестоким врагом - фашизмом? Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. Важнейшей чертой минувшей войны был её всенародный характер, когда за общее дело на фронте, в тылу, в партизанских отрядах боролись все: от мала до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но отдавали себя без остатка, свой опыт и труд во имя грядущей победы, которая досталась нам очень дорогой ценой. Но память человека со временем ослабевает, из неё по крупицам уходит сначала второстепенное: менее значимое и яркое; а затем - и существенное. К тому же всё меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и в произведениях искусства не будут отражены самопожертвования и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить! И подрастающее поколение должно помнить о подвиге наших предков. В. Быков Семнадцатое апреля.Классная работа. Всё дальше уходит В(в)еликая О(о)течественная война в прошлое, но память о ней ж..ва в сер..цах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш бе..примерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесенные во имя победы над самым коварным и жестоким врагом - фашизмом? Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. Важнейш..й чертой минувшей войны был её всенародный характер, когда за общее дело на фронт.., в тылу, в партизанских отрядах боролись все: от мала до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но о..давали себя без остатка, свой опыт и труд во имя грядущей победы, которая досталась нам очень дорогой ценой. Но память человека со временем ослабевает, из неё по крупицам уходит сначала второстепенное: менее значимое и яркое; а затем - и существенное. К тому же всё меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и в произведениях искусства не будут отражены самопожертвования и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудет(ь)ся. А этого нельзя допустить! И подр..стающее поколение должно помнить о подвиге наших предков. В. Быков * * *Где-то около Бреста Вдруг вошла к нам в вагон Невеселая песня Военных времен. Шла она по проходу И что-то несла. Сколько было народу!Всех смутила она. Подняла с полок женщин, Растревожила сны, Вспомнив всех не пришедшихС той, последней войны. Как беде своей давней, Мы вздыхали ей вслед. И пылали слова в ней, Как июньский рассвет…1963Андрей Дементьев. ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. Цели:обобщить и систематизировать имеющиеся знания о грамматических особенностях глагола;узнать о новых морфологических признаках глагола. Слово «глагол» происходит от старославянского слова «глаголить», что значит «говорить».Слово «глагол» в Древней Руси обозначало речь вообще.В словаре Даля: «Глагол – это речь человека, разумный говор, язык».Впервые ввел этот термин в русский язык А.М. Пешковский. Глаголы называют различные действия:1)   действия, связанные с трудовой деятельностью: рубить, копать, вязать, шить и др.;2)   действия, связанные с умственной и речевой деятельностью: думать, наблюдать, воображать, говорить, решать и др.;3)   действия, называющие перемещение и положение в пространстве: идти, лететь, стоять, лежать, сидеть и др.;4)   действия, называющие различные состояния: грустить, любить, ненавидеть, болеть, спать и др.; 5) действия, называющие то, что происходит в природе: подморозило, светает, смеркается и другие. Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесенные во имя победы над самым коварным и жестоким врагом - фашизмом? Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. Важнейшей чертой минувшей войны был её всенародный характер, когда за общее дело на фронте, в тылу, в партизанских отрядах боролись все: от мала до велика. Пусть не все рисковали в одинаковой степени, но отдавали себя без остатка, свой опыт и труд во имя грядущей победы, которая досталась нам очень дорогой ценой. Но память человека со временем ослабевает, из неё по крупицам уходит сначала второстепенное: менее значимое и яркое; а затем - и существенное. К тому же всё меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и в произведениях искусства не будут отражены самопожертвования и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить! И подрастающее поколение должно помнить о подвиге наших предков. В. Быков Встали ровненько, ребята,Пошагали, как солдаты.Влево, вправо наклонись,На носочках потянись.Раз – рывок,Два – рывок, Отдохнул ли ты, дружок?Помаши кистями дружноИ садись, работать нужно! Забывать, помнить, восторгаться, воевать, побеждать, сохраняться, служить, бороться, не сдаваться Возвратные и невозвратные глаголыГлаголы с морфемой -ся (-сь) на конце называются возвратными:умываться.Глаголы без этой морфемы называются невозвратными: умывать. Значение -ся Суффикс -ся (-сь) придаёт глаголам следующие значения:возвратное значение: мальчик одевается (одевает себя);взаимное значение: малыши обнимаются (обнимают друг друга);значение самопроизвольного действия: ваза разбилась (сама по себе), окно открылось (само по себе);страдательное значение: Дом строится (кем?) строителями;значение постоянного свойства: собака кусается, крапива жжется -ся в лингвистикеМорфему -ся (-сь) в школьной грамматике называют суффиксом. Так как она всегда следует за окончанием (одевалась, одевались, одеваются), в лингвистике её называют постфиксом (от латинского post – после). Домашнее задание.П. 106, упр. 604;Из стихотворений о войне выписать 8 предложений со средствами художественной выразительности, определить роль глагола в них;Написать сочинение-рассуждение (8-10 предложений) на тему: «Нужно ли помнить о войне?»