Презентация по физической культуре на тему Моделирование процесса развития прыгучести у школьников 8-9 лет.
Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор Назаренко Л.Д. КОДОЛОВА ФАНИЯ МИЯССАРОВНА Моделирование процесса развития прыгучести у школьников 8-9 лет
Цель исследования Научно-теоретическое и экспериментальное обоснование моделирования процесса развития прыгучести у школьников 8-9 лет. Педагогический процесс развития прыгучести по ее основным разновидностям и проявлениям у школьников 8-9 лет. Педагогическая технология направленного развития прыгучести с учетом ее структурного содержания у учащихся 2-3 классов. Гипотеза исследования В ходе исследования мы предположили, что моделирование процесса стимулированного развития прыгучести у школьников с учетом ее структурного содержания позволит разработать результативную педагогическую технологию развития прыгучести, что создает условия для прироста показателей прыгучести по ее основным разновидностям, представленным в школьной программе. Теоретически обосновать значимость развития прыгучести у детей 8-9 лет по ее основным разновидностям, представленным в школьной программе. 1. Разработать модель процесса развития прыгучести в соответствии с ее структурным содержанием у младших школьников 2. Экспериментально обосновать содержание педагогической технологии развития прыгучести у учащихся 2-3 классов. 3. Установить характер взаимосвязи уровня развития прыгучести и ряда функциональных показателей. 4. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ анализ и обобщение данных научной и научно-методической литературы; моделирование педагогического процесса; методы педагогического контроля и педагогического эксперимента; инструментальные методы; методы математической статистики. Научная новизна Разработана ранее неизвестная модель развития прыгучести по ее основным разновидностям, обусловленным содержанием школьной программы;Предложена и экспериментально проверенна система тестов для выявления уровня развития прыгучести в соответствии с ее структурным содержанием; Научная новизна разработан комплекс количественных и качественных критериев оценки прироста показателей прыгучести;научно обоснована и экспериментально проверена эффективность разработанной педагогической технологии. Основные положения, выносимые на защиту: Структурированный подход к процессу развития прыгучести создает условия для проведения школьного урока физической культуры с учащимися на качественном новом уровне и открывает дополнительные возможности для решения проблемы оптимизации их двигательной активности.Моделирование процесса развития прыгучести по ее основным разновидностям, способствует рациональному соотношению используемых средств и методов педагогического воздействия, в зависимости от условий и особенностей организации учебного процесса в младших классах. Объективность, надежность, информированность предложенных и научно обоснованных тестов для определения уровня развития прыгучести, а также системы критериев оценки позволяют значительно повысить эффективность процесса физического воспитания.Разработанная педагогическая технология развития прыгучести обеспечивает выбор средств и методов, единство всех сторон обучения и воспитания, формирование устойчивого интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями. Концептуальные положения Условия, стимулирующие двигательную активность Учет закономерностей возрастного развития Оздоровительная направленность Рациональное соотношение показателей ДКК Реализацияпедагогическогоконтроля Организация игровой деятельности Контроль за функциональным состоянием занимающихся Воздействие мышечной нагрузки на физиологические системы Развитие скоростно-силовых качеств Разработка критериев оценки показателей прыгучести Разнообразные формы проведения занятий Соответствие мышечной нагрузки уровню подготовленности Формирование осанки Развитие общей выносливости Выявление исходного уровня прыгучести Доступность физических упражнений с их постепенным усложнением Использование знакомых образов при объяснении заданий Обеспечение закаливающего эффекта Развитие ловкости Динамика темпов прироста прыгучести Создание творческой атмосферы по типу «субъект-субъектных отношений» Опора на имеющийся двигательный опыт, понятия и представления о двигательных действиях Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата Развитие равновесия Измерение показателей прыгучести на промежуточных этапах Обеспечение положительного психо-эмоционального фона Реализация индивидуального подхода к занимающимся Укрепление иммунной системы Развитие прыгучести Выявление темпов прироста в конце педагогического эксперимента Цель и задачи Физического воспитания Формирование базовых двигательно-координационных качеств Основы культуры движений Всестороннеегармоничное развитие Исходный уровень развития двигательно-координационных качеств Формирование рациональной осанки и походки Оптимальный объем двигательной активности Выбор специальных средств и методов Формирование эстетических поз, жестов, мимики Сохранение и укрепление здоровья Условия, обеспечивающие развитие двигательно-координационных качеств Усвоение четких исходный положений Управление процессом физического воспитания Учет возрастных и индивидуальных особенностей Обеспечение оптимальной мышечной нагрузки Разнообразие мышечной нагрузки Формирование специальных знаний, двигательных умений и навыков Планируемый результат Усвоение промежуточных положений Приемы cтимулирования двигательной деятельности учащихся Алгоритм моделирования Постановка целии задач Концептуальные положения Условия Учет закономерностей Оздоровительная направленность Показатели ДКК Методика Средства Методы Условия повышающие эффективность занятий Факторы Основы культуры движений Формирование ДКК Усвоение исходных положений Требование к осанке и походке Требования к жестам, мимике Принципы обучения Систематичность Постепенность Последовательность Индивидуализация Наглядность Результативность Физической подготовленности Физического развития Сенсомоторных реакций Педагогический контроль Увеличение показателей прыгучести Педагогическая технология развития прыгучести Исследования проводились на базе средних общеобразовательных школ № 21 г. Ульяновска работающих по учебной программе.В педагогическом эксперименте приняли участие 48 учащихся. Динамика показателей прыгучести при прыжке в длину с места у мальчиков Динамика показателей прыгучести при прыжке в высоту с места у мальчиков Динамика показателей прыгучести при прыжке в глубину с гимнастической скамейки с последующим отскоком от опоры у мальчиков Примечания: в числителе – показатели контрольной группы; в знаменателе – экспериментальной; р - критерий достоверности Динамика показателей физической подготовленности мальчиков 8-9 лет p>0,05
p<0,05 p>0,05
p>0,05 p>0,05
p>0,05 30 м (сек) p>0,05
p>0,05 p>0,05
p>0,05 p>0,05
p>0,05 6-ти минутный бег (м) p>0,05
p>0,05 p>0,05
p>0,05 p>0,05
p>0,05 Подтягивание на – высокой перекладине из виса (кол-во раз) p>0,05
p>0,05 p>0,05
p>0,05 p>0,05
p>0,05 Наклон вперед из положения сидя (см) p<0,05
p<0,05 p<0,05
p<0,05 p>0,05
p<0,05 Прыжок в длину с места (cм) p>0,05
p<0,05 p>0,05
p<0,05 p>0,05
p>0,05 Челночный бег(3х10) сек р р р III этап (12 мес.) II этап (8 мес.) I этап (4 мес.) Исходный ЭтапыФизическаяподготовленность Динамика показателей скорости зрительной сенсомоторной реакции у мальчиков контрольной и экспериментальной групп Динамика показателей скорости слуховой сенсомоторной реакции у мальчиков контрольной и экспериментальной групп Динамика показателей сенсомоторных реакций III этап исследования (12 мес) II этап исследования (8 мес) I этап исследования (4 мес) низкая r=0,18-0,38r=0,12-0,48низкая и средняя положительная низкаяr=0,07-0,27r=0,10-0,31низкая отсутствуетr=0,00-0,15r=0,03-0,17отсутствует При соскоке с низкого гимнастического бревна низкая и средняя положительнаяr=0,17-0,50r=0,16-0,58низкая и средняя положительная низкая положительнаяr=0,08-0,27r=0,09-0,30низкая положительная отсутствуетr=0,00-0,14r=0,01-0,18отсутствует При соскоке с гимнастической скамейки низкая и средняя положительнаяr=0,20-0,66r=0,32-0,72низкая и средняя положительная низкая и средняя положительнаяr=0,14-0,43r=0,19-0,54низкая и средняя положительная отсутствуетr=0,03-0,15r=0,00-0,21отсутствует В прыжке в глубину с гимнастической скамейки с последующим выпрыгиванием вверх низкая и средняя положительнаяr=0,22-0,62r=0,28-0,70низкая и средняя положительная низкая и средняя положительная r=0,15-0,51 r=0,18-0,52низкая и средняя положительная отсутствуетr=0,05-0,22 r=0,01-0,19отсутствует В прыжке в высоту с места Этапы педагогического исследования Разновидности прыгучести Примечание: в числителе – показатели взаимосвязи скорости зрительной сенсомоторной реакции с показателем прыгучести; в знаменателе показатели взаимосвязи слуховой сенсомоторной реакции с показателями прыгучести. Взаимосвязь разновидностей прыгучести со скоростью сенсомоторных реакций у мальчиков 8-9 лет Благодарим Вас за внимание Теоретическая значимость исследования состоит в научном обосновании перспективного направления, обусловливающего качественное управление движениями в процессе физического воспитания младших школьников путем стимулируемого развития одной из естественных локомоций - прыгучести. Разработана научно обоснованная модель процесса развития прыгучести на основе целостного представления о единстве качественных сторон двигательной деятельности как необходимой предпосылки всестороннего гармоничного развития организма. Методологической основой исследования являются Концепция методологии направленного развития базовых двигательных координаций предложена В.С. Фарфелем (1976); В.К. Бальсевичем (2000); А.Г. Карпеевым (1999); Л.Д. Назаренко (2001). Методологической основой диссертационного исследования явилось теоретическое и экспериментальное обоснование структурного подхода к изучению прыгучести, ее содержания и основных разновидностей, представленных в школьной программе по физической культуре для учащихся младших классов. Теоретическую базу диссертационного исследования составляют основополагающие идеи П.К.Анохина, И.П.Павлова, И.М.Сеченова об управлении движениями, а также теория развития движений, выдвинутая Н. А. Бернштейном. Начальный этап общее представление о структурном содержании по предложенным тестам;обучение частям техники, выполнение;сформировать умение выполнять в «грубой» форме;сформировать общий ритм двигательного акта;предупредить ошибки и устранить ненужные движения; Начальный этап постепенная подготовка опорно-мышечного аппарата:сосредоточить 1-2 основных компонентов;овладение техники до относительно совершенного ( детализированное освоение); I этап детализированное освоение основы техники;усовершенствовать ритм действия, добиться согласованности движения;создать предпосылки вариативного выполнения действия;переход двигательного умения в навык. II этап углубленное разучивания;устранение излишние мышечные и психические напряжение;предупреждение возникновение лишних движений;технически правильное и самостоятельное выполнение упражнения;выполнение в различных условиях при максимальных проявлениях физических качеств. III этап Закрепление основ техники;Достижение ее стабильности;Совершенствование упражнений; III этап надежность двигательного действия (способность сохранять при различных неблагоприятных факторах: внешние условия, психологическое состояние школьника) Особенности структурного содержания прыгучести Прыжок в длину с места Прыжок в высоту с места Прыжок в глубину в последующим выпрыгиванием вверх Соскок с низкого бревна Исходный уровень прыгучести Система используемых средств Для укрепления опорно-двигательного аппарата Формирование общей выносливости Развитие скоростных и силовых качеств Развитие базовых двигательно-координационных качеств Развитие прыгучести по ее основным разновидностям Соскок с гимнастичес-кой скамейки Базовая Вариативная Система целей: ближняя, средняя, перспективная Условия повышения эффективности занятий Тесты для оценки уровня прыгучести Приемы стимулирования двигательной активности Система средств и методов Вспомогательные формы организации занятий Критерии оценки показателей развития прыгучести Дополнительные средства и методы занятий Основные формы организации занятий Варианты методических приемов обучения Ведущие факторы повышения уровня прыгучести Дополнительные факторы Базовая и вариативная части модели Схема 3. Методика развития прыгучести Средства Методы Условия, повышающие эффективность занятий Факторы, обеспечивающие повышения уровня прыгучести Серия прыжков со скакалкой Метод постепенного усложнения Положительный психо-эмоционльный фон Использование разнообразных форм занятий Прыжки толчком двух с разным приложением мышечных усилий Вариативного воздействия Поощрение и одобрение деятельности Уровень профессиональной подготовки учителей Серия прыжков в глубину с последующим выпрыгиванием вверх Повторный Прирост показателей прыгучести Использование природных факторов Игровой Состояние материально-технической базы Учет интересов занимающихся Элементы соревновательного Разнообразие занятий Связь с родителями Упражнения на сочетании движений верхних и нижних конечностей Упражнения на скорость отталкивания от опоры p>0,05
p>0,05 p>0,05
p>0,05 p>0,05
p>0,05 Сила мышц левой кисти (кг) p>0,05
p>0,05 p>0,05
p>0,05 p>0,05
p>0,05 Сила мышц правой кисти (кг) p>0,05
p<0,05
p>0,05
p>0,05
p>0,05
p>0,05
Жизненная емкость легких (мл) p>0,05
p<0,05 p>0,05
p>0,05 p>0,05
p>0,05 Окружность грудной клетки (см) p>0,05
p>0,05 p>0,05
p>0,05 p>0,05
p>0,05 Масса тела (кг) p>0,05
p>0,05
p>0,05
p>0,05
p>0,05
p>0,05
Длина тела (см) p p p III этап (12 мес.) II этап (8 мес.) I этап (4 мес.) Исходный ЭтапыМорфофункциональное развитие школьников Примечания: в числителе – показатели контрольной группы; в знаменателе – экспериментальной группы; р - критерий достоверности Динамика показателей физического развития у мальчиков 8-9 лет. Динамика показателей скорости сенсомоторных реакций(X ±Sx)(в сек) у мальчиков (8-9 лет) p>0,05
p>0,05 p>0,05
p>0,05 p>0,05
p>0,05
Скорость сложной сенсомоторной реакции в условиях выбора p>0,05
p>0,05 p>0,05
p>0,05 p>0,05
p>0,05 Скорость зрительной сенсомоторной реакции в условиях выбора p>0,05
p<0,05 p>0,05
p>0,05 p>0,05
p>0,05 Скорость слуховой сенсомоторной реакции p>0,05
p<0,05 p>0,05
p>0,05 p>0,05
p>0,05
Скорость зрительной сенсомоторной реакции р р р III этап (12 мес.) II этап (8 мес.) I этап (4 мес.) Исходный ЭтапыВид реакций Примечания: в числителе – показатели контрольной группы; в знаменателе – экспериментальной группы;р - критерий достоверности Динамика показателей прыгучести при прыжке в длину с места у девочек Динамика показателей прыгучести при прыжке в высоту с места у девочек Динамика показателей прыгучести при прыжке в глубину с гимнастической скамейки с последующим отскоком от опоры у девочек Практическая значимость Практическая значимость работы заключается в разработке педагогической технологии развития прыгучести по ее основным разновидностям, предусмотренной школьной программой, что обусловливает более широкий выбор средств и методов обучения и воспитания, реализацию задач индивидуального обучения; варьировании условий организации и проведения занятий.Предложены научно обоснованный подход к содержанию школьного урока физической культуры, направленный на обеспечение оптимального объема двигательной активности, приобщения школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями.