Презентация по русскому языку для 5 класса «Понятие о речевой ситуации и стилях речи»
Понятие о речевой ситуациии стилях речи Урок русского языка для 5 классаГлотовой Екатерины Валериевны,учителя русского языка и литературыМОУ гимназии № 1 Расскажите по плану о назначении одежды, в которую одеты ребята: 1 2 3 4 5 6 Куда можно пойти в такой одежде? С какой целью её надевают?Как называется такая одежда? Стиль в одежде — это подбор одеждыс учётом ситуации,в которой планируетоказаться человек. Речевая ситуация Любое наше высказывание мы создаем с учётом речевой ситуации. РС с кем говорим? с одним человеком (1 - 1) со многими людьми (1 - много) где? в официальной обстановке (о/о) в неофициальной обстановке (н/о) с какой целью? общение сообщение воздействие РС — речевая ситуация Что такое стиль речи? Стиль (от лат. stilus) – способ выражения мысли, который определяется речевой ситуацией.Стилистика – раздел науки о языке, изучающий стили речи. Нейтральные слова Книжные слова Разговорные слова спатьглазасмелый почиватьвеждыдерзновенный кемаритьмигалкирисковый Стили речи: научный стиль (учебники, энциклопедии);официально-деловой стиль (документы, приказы);публицистический стиль (газеты, журналы);язык художественной литературы;разговорный стиль. Выпишите примеры, которые обозначают неофициальную (непринужденную) обстановку, в которой уместно использовать разговорный стиль речи: Дома, на работе, в школе на уроке,в школе на перемене, на экскурсии в музее, на прогулке с мамой, в магазине, в кабинете врача, в общественном транспорте, в гостях у друга, в библиотеке. Ответ: дома, в школе на перемене, на прогулке с мамой, в гостях у друга. Распределите этикетные слова приветствия на группы в зависимости от речевой ситуации (где? с кем говорим?): Привет! Здравствуйте! Чао! Приветствую вас! Добрый день! Моё почтение! Салют! Здрасьте! Хай! Здравия желаю! Позвольте вас поприветствовать! Доброго здоровьица! Домашнее задание: Упр .315. Два варианта выполнения:1) составить диалог на тему «В автобусе», участники которого знают, как надо говорить в данной речевой ситуации; 2) составить два диалога на тему «В автобусе»: один по образцу упр. 314, второй — в исправленном виде.