Презентация на тему Письменность и знания древних египтян (5 класс)


Письменность и знания древних египтян. План урока1. Школы в Древнем Египте.2. Письменность:иероглифы,дешифровка иероглифов,папирусы,необходимость овладения письменностью.3. Математические знания:арифметика;геометрия.4. Основы астрономии. Измерение времени.5. Вклад египтян в мировую культуру. ТерминыИероглифы – это фигурный графический знак, обозначающий целое слово или понятие, а также отдельный слог или звук речи.Папирус – это изготовлявшийся в древности писчий материал из стеблей растения папирус.Свиток – это длинный лист писчего материала, сматываемый для хранения в рулон. Астрономия – это наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и образованных ими систем.Солнечные и водяные часы – это прибор для определения текущего времени суток и измерения продолжительности временных интервалов в единицах, меньших чем одни сутки. Школы в Древнем ЕгиптеВот уже пятый год вы ходите в школу. Сейчас школа – это отдельное, самостоятельное здание. А в Древнем Египте школы открывались при храмах – подумайте, кто выступал в роли учителей?Как вы думаете, кого готовили в египетских школах? В Древнем Египте срок обучения был очень длинным и иногда достигал 17-ти лет. Предположите, все ли дети могли учиться в древнеегипетской школе. ПисьменностьПервыми знаками для письма были рисунки. Знаете ли вы, как назывались египетские буквы? Иероглифов было больше – 750.Многие слова изображались рисунками. Некоторые рисунки могли обозначать и слова, и отдельные звуки. Например: изображение закрытого рта – это и слово “рот” и звук “р”; изображение дома – это и слово “дом”, и сочетание “дм”.В египетском письме не было гласных букв. Так почему же было так сложно учиться в египетской школе? Долгое время никто не мог разгадать тайну иероглифов и прочесть египетские тексты. Лишь в начале ХIХ века этот секрет был раскрыт французским ученым Франсуа Шампольоном. В 1799 году французские солдаты под командованием Наполеона высадились в Египте и около города Розетты нашли огромную каменную плиту с надписью на двух языках: греческом и египетском. По приказу Наполеона эту плиту перевезли во Францию. Многие ученые пытались разгадать эти надписи, но безуспешно. Это удалось сделать Франсуа Шампольону только через 23 года после того, как была найдена эта плита. Как же Франсуа Шампольон прочел египетские надписи? Он предположил, что иероглифы, заключенные в рамку (так называемый картуш), означают имя какого-нибудь фараона. Знаток многих древних языков, Шампольон установил, что два последних знака означают звук “с”. Предшествующий иероглиф он также знал – это был звук “м”. Оставалось разгадать самый первый значок. Что он означает? . Вспомните, как у древних египтян назывался бог Солнца . Что получается? Имя какого фараона напоминает вам это слово? Что необходимо иметь для того, чтобы что-то записывать?Основным материалом для письма служил папирус.Листы папируса склеивали в длинные полосы, которые затем сворачивали в трубки, и получались свитки. До наших дней дошло много свитков с записями, один из них достигает длины 40 метров. Математические знанияКак вы думаете, чему еще обучали в египетской школе, кроме письма? На каком предмете вы сейчас учитесь считать? Когда мы считаем, то на какой вопрос отвечаем? Вспомните, какие группы населения были в Древнем Египте. Давайте подумаем, кому из них приходилось отвечать на этот вопрос? Главной единицей измерения был локоть – величина, равная расстоянию от локтя до кончиков пальцев. Давайте найдем у себя на руках эту величину. Следующая единица измерения – ладонь, она состояла из 4 пальцев. Давайте начертим египетскую линейку. Задания: - измерьте длину и ширину своей парты (в локтях и ладонях); свой учебник (в ладонях); ручку (в пальцах). Основы астрономии. Измерение времени.Кроме расстояний, египтяне умели измерять время. Наблюдая за ночным небом, определяя движение небесных светил, египтяне составили точный календарь и могли предсказать, в какой день произойдет разлив Нила. О развитии какой науки мы можем говорить на основании этого факта? Они первыми подсчитали количество дней в году, разделили их на месяцы, а месяцы – на недели. Давайте посмотрим, что представлял собой египетский год: 10 дней = 1 неделя, 3 недели = 1 месяц, 4 месяца = 1 сезон, 3 сезона = 360 дней + 5 священных дней. Пятью священными днями считались дни рождения Осириса, Исиды, Сета, Неффис и Хора – важнейших египетских богов. Эти дни, а также дни других религиозных праздников, считались выходными. Каждый десятый день, завершавший египетскую неделю, так же был выходным. Кроме того, существовали дни благоприятные и неблагоприятные. Например, в некоторые дни запрещалось убивать быков. В другие дни нельзя было начинать постройку дома, купаться и вообще приближаться к Нилу. Вклад египтян в мировую культуруДавайте подведем итог: какими достижениями древних египтян мы пользуемся до сих пор? Домашнее задание:используя § 12 учебника и рассказ учителя на уроке, составьте рассказ о древнеегипетской школе;сравните древнеегипетскую школу с современной.