Презентация к уроку технологии на тему Технология совершения покупок. Способы защиты прав потребителей
Технология совершения покупок. Способы защиты прав потребителей1Презентацию подготовил: учитель технологии МКОУ Баганской СОШ №1 Цветкович Т.В.
Технология совершения покупокПри совершении покупок немаловажную роль играет информация о товарах и услугах.Информация о товарах - это совокупность сведений, которые позволяют судить о качестве товаров, их хранении, безопасности эксплуатации или употребления. 2
Источниками информации о товарах или услугах являются:Средства массовой информации (телевидение, электронные средства коммуникации, газеты и журналы);Выставки товаров или услуг;Наружная реклама (рекламные щиты и вывески и т.д.);Символы на этикетках, вкладышах, упаковках;Инструкции с описанием качества товаров и технологи их применения;Устное и письменное общение между людьми, включая телефон, телефакс и электронную почту.3
Способы определения качества товараДокументом, удостоверяющим качество товара, является сертификат (от лат. сertifico – «удостоверяю»). В настоящее время большинство товаров и услуг сертифицируются.Сертификация – это деятельность по обнаружению и подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. 4
Сертификация продукции (работ, услуг) имеет большое значение, поскольку выполняет важные социально-экономические задачи:Оказывает помощь потребителя в выборе продукции , служит для защиты их от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя), контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества населения;Улучшает деятельность предприятий на товарном рынке внутри страны, а также способствует их участию в международном сотрудничестве и торговле;Содействует экспорту и повышению конкурентоспособности отечественной продукции. 5
Сертификат необходим на все виды товаров. Свидетельство о том, что данный товар прошел проверку на соответствие требованиям безопасности, служит наличие сертификата соответствия. 6
Сертификат выдается торговому предприятию на каждую партию товара. Предприятие обязано по первому требованию покупателя предоставить ему сертификат на данный товар или его заверенную копию. Информация о приобретаемых товарах содержится также в технической документации, прилагаемой к изделию (инструкция, паспорт, вкладыш), а также в торговых знаках, указанных на этикетке и маркировке. 7
Маркировка – это комплекс обозначений, состоящий из текста, отдельных графических, цветовых символов и их комбинаций, наносимых на изделие, упаковку, ярлык или этикетку и позволяющих определить изготовителя продукции, условия и сроки ее хранения. Этикетка содержит фирменное название продукции, символ компании, состав продукции, рекламные материалы и инструкции для пользователя. Вкладыш – это детальная инструкция с указаниями о мерах предосторожности для сложной или опасной продукции; вкладыш запечатывается в упаковку лекарств, химических препаратов, игрушек и т.п.8
Товарные знаки могут быть самыми разнообразными:Удостоверяющими экологическую чистоту продукта;Подтверждающими соответствие товара стандарту качества;Информирующими о правилах ухода за одеждой.9
10
11
12
Уже давно мы встречаемся со штриховым кодом на товарах.Штрихкод выполняет несколько функций, но основные из них – контроль качества продукции и ее соответствие заданному образцу. Впервые торговый код появился в США в 1973 г., а с 1977 г. на европейском континенте утвердилась Европейская система кодирования – ЕАN. На территории РФ действует добровольная некоммерческая и неправительственная организация ЮНИСКАН/ЕАN Россия, объединяющая предприятия, использующие системы товарной нумерации и штрихового кодирования международной системы ЕАN.13
Что обозначает штрихкод?Первые три цифры кода, в данном случае ЕАN России (460-469), обозначают где зарегистрировано данное предприятие. (Иногда не совпадает со страной производства товара, так как Россия может продать право производить определенный товар, например Белоруссии или другой стране, которая заинтересована в его производстве.)14
Следующие четыре цифры (выдаются только ЕАN) – уникальный номер предприятия. Последующие пять цифр обозначают вид товара, например молочные или колбасные изделия.15
И, наконец, последняя цифра – это контрольное число. Оно предназначено для того, чтобы показать, что штрихкод построен правильно. Это может вычислить считывающая машина (штрихкод – это машиночитаемый символ).Информация, заложенная в штрихкоде, передается по всей товарной цепочке: изготовитель – оптовик – розничный торговец – покупатель. Штриховой код помогает продавцу грамотно, квалифицированно и качественно обслужить покупателя. Право ставить код на свои изделия имеют только те предприятия, которые зарегистрированы в неправительственной организации ЮНИСКАН. В противном случае использование штрихкода является нарушением международных правил и влечет за собой судебные санкции. 16
Штриховое кодирование успешно применяется за рубежом и в России во многих сферах производства и услуг:в библиотечном деле (штрихкод наносится на книги и читательские билеты); в фармацевтике (кодируются все лекарственные препараты);на конвейерах (кодируется продукция);в перевозках (штрихкод наносится на багаж);при хранении деловой документации, в том числе в архивах (штрихкод наносится на папку).На бытовом уровне разобраться с штрихкодом поможет таблица с кодами страны - изготовителя17
Как защищаются права потребителяВ начале 90-х гг. ХХ века рынок товаров и услуг в России стал стремительно расширяться. Потребовался закон, который мог бы регулировать отношения между изготовителями и потребителями товаров, продавцами и покупателями, защищать права тех, кто покупает товары, пользуется разнообразными услугами. Так, в 1992 г. в России впервые был принят Закон «О защите прав потребителей».Любой человек, который покупает продукты питания, одежду, мебель, жилье, всевозможные услуги (образовательные, медицинские, юридические, транспортные), называется потребителем. У каждого потребителя определенные права: приобретать качественный товар или услугу, а также получать нужную и достоверную информацию о них. Эти права должны учитываться производителем, продавцом товара или услуги.Со временем защиту прав потребителей взяли на себя различные общественные организации, а также муниципальные органы по защите прав потребителей.18