Презентация к родительскому собранию по теме Сравнительная характеристика младшего и среднего дошкольного возраста


Сравнительная характеристика младшего и среднего дошкольного возраста Характеристика возрастаКонец раннего возраста (3-4 года) – трудный период в совместной жизни ребёнка и взрослого. Это новый виток развития, который в научной литературе обозначается специальными терминами: возраст упрямства, кризис самостоятельности, кризис независимости.Возраст от четырёх до пяти лет — период относительного затишья. Ребёнок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Всё более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру. В этом возрасте у вашего ребёнка активно проявляются:непроизвольный характер основных психических процессов - внимания, памяти, мышления, а также эмоциональная неустойчивость и потребность в эмоциональном комфорте;часто наблюдается повышенная возбудимость, что приводит к быстрой утомляемости;в этом возрасте дети сложно воспринимают какие-либо словесные указания.стремление к самостоятельности;ребёнок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать;развитие воображения входит в очень активную фазу.наблюдается высокий познавательный интерес. Дети пятого года очень активно воспринимают всё, что их окружает, очень чутки к искренности вашего отношения к тому или иному предмету или явлению. В этом возрасте у вашего ребёнка активно проявляются:насущная потребность общаться не столько с матерью и членами семьи, но и со сверстниками; осознание себя как самостоятельного человека. Ребёнок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения;ребёнок даёт негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребёнок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому.большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений всё больше переходит к более широким отношениям с миром; совместная игра становится сложнее, у неё появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок; активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Игра Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Главной особенностью игры является ее условность.В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. ВзаимоотношенияВзаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведёт к развитию «образа Я» ребёнка, его детализации. Творчество Изобразительная деятельность ребёнка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Речь Возрастает по сравнению с именами существительными доля глаголов, прилагательных и других частей речи. Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения. Играя или занимаясь каким-либо делом, дети четвертого года жизни часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью – «приборматыванием». С помощью этих разговоров ребенок удерживает в памяти поставленные перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, выполняет на словах действия, которые опускает в реальности.В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес. Логическое мышление. Ребёнок может: не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.запоминать 2-3 картинки.запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз.запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза,запоминать какую-либо деталь или признак предмета.находить парные предметы. Уметь из группы предметов выбирать нужный.обращать внимание на свойства и признаки предметов, находить сходства и различия между предметами.не отвлекаясь, в течение 10 минут и более выполнять задание.называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза-домашние животные; зима, лето, весна- времена года). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.складывать пирамидку (чашечки, вкладывая их друг в друга) без посторонней помощи.вкладывать в отверстия недостающие фрагменты картинок.отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме? подбирать противоположные слова: стакан полный - стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный - ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д.запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д. Математика. Ребёнок может:считать до трёх и показывать соответствующее количество пальчиков на руке; владеть понятиями: один - много, большой - маленький, высокий - низкий и т. д.;основные цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый, чёрный);основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);сравнивать предметы по величине, цвету, форме. Уметь сравнивать количество предметов; подбирать пару к предмету с заданным признаком.Назвать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник)сравнивать количество предметов, понимать значение: больше - меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры. Развитие речи. Ребёнок может:не только зрительно воспринимать образы, но и описывать увиденное.легко формирует простые предложения, постепенно переходит к сложным (из 5-6 слов).разделять предметы по группам: мебель, посуда, одежды и т.д.называть по одному признаку каждого предмета.назвать основных действий людей и животных (лежит, сидит, бежит и т.д.)повторять за взрослым стишки и песенки.знать свое имя и фамилию.управлять силой голоса, говорить громко – тихо.использует тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребёнка должны даже посторонние люди, а не только родители.понимает, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы - шерсть).правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок - цветы, девочка - девочки).находить предмет по описанию (яблоко - круглое, сладкое, желтое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета.понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живёт.уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето? Окружающий мир. Ребёнок может:знать названия и уметь показывать домашних (корова, коза, лошадь, кошка, собака и т.д.) и диких (волк, заяц, лиса и т.д.) животных.знать названия 3-4 птиц (воробей, ласточка, ворона), 3-4 рыб (кит, сом, акула) и 3-4 насекомых (кузнечик, бабочка, пчела).знать названия основных растений: 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня) и 3-4 цветов (ромашка, тюльпан, роза).знать, что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы.иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы.знать части суток - утро, день, вечер, ночь.уметь называть явления природы - дождь, снег, ветер.уметь различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.знать названия насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает)знать всех домашних животных и их детенышей.называть по картинкам времена года. Знать приметы каждого из них. Навыки обихода. Ребёнок может:самостоятельно надевать вещи (без застежек).уметь разрезать ножницами бумагу.пользоваться карандашами, фломастерами, ручками и т.д. рисовать кружочки, точки, линии.обводить и раскрашивать картинки.знать основные правила гигиены.отлично застегивает пуговки, молнии и развязывает шнурки, его хорошо слушаются ложка и вилка.нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку.точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.проводить линии по середине дорожки, не выходя за её края.различать правую и левую руку. Вам как его родителям важно: С терпением и пониманием относиться к проявлениям «противо-воли» ребёнка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребёнка впоследствии может привести к пассивности, апатии, зависимости и инфантильности. Следует позволять ребёнку настаивать на своем (если это не вредно для его жизни и здоровья), даже когда вам это кажется нелепым или ненужным. Помнить, что так называемое упрямство — это реакция ребёнка, который настаивает на чём-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались. Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.По возможности вместо запретов предлагать альтернативы. формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребёнку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу. Вам как его родителям важно:Подготовить ребёнка к детскому саду или обеспечить ему другую возможность общения. Для этого надо помочь ему в освоении навыков самообслуживания, за несколько месяцев до поступления в детский сад выработать подходящий режим дня, настроить ребенка на позитивное отношение к детскому саду и быть готовыми к возможным негативным реакциям при расставании. Они естественны. Ребёнок может и имеет право испытывать горе от потери привычного ему мира. Обеспечить ребёнку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать ребёнку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и т.д. Вам как его родителям важно:Осознавать, что речевые обороты и запас слов будут формироваться у него главным образом из той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг, соответствующих возрасту ребенка, необыкновенно полезно. Это расширит словарный запас ребёнка, поможет в развитии его образного мышления, создаст эмоциональную близость и теплоту в ваших отношениях. Больше разговаривайте со своим ребёнком, обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его о том, что с ним происходило, а также терпеливо отвечайте на его вопросы.Быть открытыми к вопросам ребёнка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребёнком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов. Вместо заключенияНовые впечатления в трёхлетнем возрасте оставляют яркий эмоциональный след и влияют на бессознательное поведение во взрослой жизни. Эмоциональные переживания детства именно в этом возрасте оказывают ключевое влияние на восприятие жизни и формирование морально-этических норм. Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребёнка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.