Презентация на тему Средневековая казахская литература
Cредневековая казахская литература Выполнили:Кенжебекова Асель Государство караханидов. В середине Х века в Жетысу было создано государство Караханидов.Столицей стал город Баласагун.Основателем государства являлсяСатук Богра-хан,принял ислам.В этнический состав государствавходили племена жикил, ягма, огузов, карлуков, канглы, уйсунов и другие тюркоязычные племена.
Экономика и культура. Основным занятием населения Казахстана оставалось, кочевое скотоводство. Разводили овец, лошадей и верблюдов. В этих местах занимались земледелием, рыболовством и охотой. Лошадь являлась основным средством передвижения. Скотоводство имело главную отрасль хозяйства. На поливных землях выращивали зерновые культуры: пшеницу, ячмень, а также огородные, бахчевые: виноградарство и садоводство. Продукция земледельцев и ремесленников служила обменом. Торговый взаимообмен скотоводов и земледельцев положительно воздействовал на рост. Кроме мяса они получали шкуру, кожу, шерсть. Они изготавливали одежду, ковры, войлочные изделия и утепления для юрт. Кроме этого изготавливали конскую сбрую, украшения, военное снаряжения (мечи, копья, луки, стрелы), арбы, детали юрт. Строительство городов Подъём городской и земледельческой жизни происходил на юге Казахстана. Источники упоминают о строительстве. Возводились жилые постройки, культовые и общественные здания.Восстанавливались крепостные стены и укрепления. Наиболее значительным сооружением является возведенный Тимуром мавзолей Ходжи Ахмета Яссави в Туркестане. Совершенствовались строительные работы, развивались ремёсла, связанные со строительством. Всвязи с оживлением Шелкового пути на участке Семиречья и Южного Казахстана, что сыграло важную роль в развитии городской культуры возникают городские центры, а на юге Казахстана идет быстрый рост городов. Были построены крупные города,как Ташкент, Самарканд, Отрар, Бухара и мн. др. В Отраре были найдены археологами мастерские: гончаров, кузнецов, ткачей и др. Большим разнообразием являлась керамика. Великий Шелковый путь Шелковый путь - одно из наиболее значительных достижений в истории мировой цивилизации, соединившее древние цивилизации Запада и Востока. Название "Шелковый путь" связано с драгоценным в те времена для стран Запада товаром - шелком. Великий Шелковый путь служил не только взаимовыгоднымторговым связям народов, но и взаимопроникновению религий, культур, научных и технических достижений. Этот путь был проложен в XI веке до н. э. и просуществовал до XVI века н.э. Как торговая магистраль Шелковый путь возник ещё в III веке до н.э. Великий Шёлковый путь.В середине 1 тыс. до н.э. стал функционировать Степной путь, протянувшийся из Причерноморья к берегам Дона затем Южном Приуралье , к Иртышу и на Алтай в район Верхнего Иртыша и о.Зайсан. По этому пути распространяли шёлк ,меха, шкуры, иранские ковры, изделия из драгоценных камней и мн. др. Во 2-5вв. Шёлковый путь начинался с Китая к переправлялся через Хуанхэ далее к отрогам Нань Шаня к Великой Китайской стены, к заставе Яшмовых ворот. Дорога разветвлялась. Северный путь шёл из Кашгара в Фергану и далее через Самарканд ,Бухару, Мерв и Хамадан в Сирию. В 6-7вв.оживлённым становится путь, проходивший из Китая на запад через Семиречье и Южный Казахстан. Через Шёлковый путь шли посольские и торговые караваны на верблюдах,только они могли пройти пески. В Казахстан проникают римское стекло и монеты, китайский шёлк, зеркала и лаковая посуда, европейские застёжки и камни-печатки из Ирана. Шелковый путь служил для экспорта китайского шелка. Из Рима, Византии, Индии, Ирана, а позднее из Европы и Руси шли мирра и ладан, жасминовая вода и амбра, кардамон и мускатный орех,ковры полотна,алмазы, и яшма, янтарь и кораллы,слоновая кость и рыбьи бивни,слитки серебра и золота, меха и монеты, мечи,луки,стрелы,копья и мн. др.По Шелковому пути везли на продажу знаменитых арабских и ниссийских скакунов, верблюдов, слонов, носорогов, львов, гепардов, газелей, ястребов, павлинов, попугаев,страусов, а также культурные растения: овощи, фрукты, зелень.Главным предметом оставался шелк.Он ценился, как золото и был международной валютой. Шелк и часть товаров были найдены археологами в городах казахстанских участках.А также была найдена художественная рукопись: картины, всевозможные росписи. Кроме этого распространялись исскуства: музыки, танцев, прикладного исскуства, архитектуры. Шелковый путь через Среднюю Азию,Южный Казахстан и Семиречье функционировал до 14 в., пока междоусобицы и войны не привели к гибели городской культуры. Карты Великого Шелкового пути на территории Казахстана Знаменитые люди средневековья Абу Насыр аль- Фараби Ученый-энциклопедист, который жил в период расцвета эпохи Ренессанса, уже при жизни был признан как «Второй учитель» после Аристотеля. Естествознание аль- Фараби изучал в Багдаде. Его интересовали астрономия, логика, теория музыки, математика, этика, медицина, психология, право. Им написаны 160 трактатов по самым разным отраслям знаний. В его произведениях «Афоризмы государственного деятеля», «Гражданская политика»,«Достижение счастья» излагаются мысли о том, как достичь счастья человека, об образованности и этическом совершенстве, о качествах настоящего правителя. По Фараби, счастье — (870-950) абсолютное благо. Ходжа Ахмед Яссави Суфийский поэт, мыслитель, ставший духовным наставником для всех мусульман Востока, религиозный деятель, прозванный «Святейшим султаном». Немеркнущее в веках драгоценное наследие Яссави — «Дивани хикмет» («Книга мудрости») — написана на кыпчакском диалекте древнетюркского языка. Оригинал не сохранился. До нас дошла лишь копия (XV-XVI века). Таких образцов очень много; они сохранились в Стамбуле, Коканде, Ташкенте, Москве, Алматы. Он раскрывает основные правила и принципы мусульманства. Так, шариат — свод законов ислама, обычаев и традиций. (1093-1166) "Кобыз и копье" - первая исследовательская работа известного писателя, ученого, историка литературы Мухтара Магауика. Ему было немногим более двадцати, когда пришло осознание значимости высокого искусства поэтического слова, дошедшего до нас в сохранившихся произведениях средневековых казахских жырау и акынов. Он первым, и наперекор устоявшимся тенденциям в казахском советском литературоведении, начинает серьезно заниматься изучением творчества степных поэтов-воинов. Поэма "Кыз Жибек" выделяется высокими поэтическими достоинствами и совершенством формы. Она — одна из самых выразительных лирических бытовых поэм. И чем выше достоинства оригинала, тем сложнее работа с ним переводчика, тем ответственнее. Перевод казахстанского поэта Бахытжана Канапьянова максимально приближен к оригиналу, в нем сохранены интонации, ритмы, мелодика, передан дух народного сказительства, национальный дух. "Тимур и его империя" - следующая книга профессора Санкт-Петербургского университета, крупнейшего историка-востоковеда Т. И. Султанова из четырех по истории и предыстории Казахского государства, подготовленных им для издательства "Мектеп". На страницах этой книги, написанной живо и увлеченно, предстает одна из самых сложных и противоречивых фигур в истории. Пытаясь создать мировую империю, эмир Тимур вел крупные завоевательные войны, совершал грабительские и разрушительные набеги. Реки крови, пирамиды из голов людей - это Тимур. Мавзолей над могилой Ахмеда Ясави - жемчужина зодчества средневекового Востока, величественные города Мавераннахра, окруженные великолепными садами, - это тоже Тимур. "Если бы Тимур был другим, - пишет автор этой книги, - мы бы имели другую историю Туркестана, да и вообще Азии». Отрар – один из духовных истоков казахского народа, великая и трагическая страница истории. «… Даулпазам Отрара ответили барабаны монголов – Черный флаг войны замер над холмом. Тюмены двинулись к городу. Топот копыт, рев верблюдов, свист бичей над головами пленных, грохот барабанов разорвали день. Ломая дувалы и крыши, падали камни, рой пылающих стрел взметнул огненные языки, удушливый черный дым расползался по городу. Монголы накатывались волнами, забрасывали на стены крючья, подставляли лестницы, обшитые воловьими шкурами и медью подъемники – грохот манджаников и диварханов, удары стенобитных орудий, вой, топот, крики ужаса слились в единый непрерывный гул смерти… Стон стоял над Отраром». Шестимесячную осаду многотысячной великолепно организованной армии держали отрарцы. Пали все, приостановив дальнейшее продвижение Чингисхана. Грандиозному походу татаро-монголов на Запад и героической защите Отрара посвящен роман. В орбиту действия включены всемирные фигуры от Иисуса из Назарета, аль-Фараби, Чингисхана до Иуды Искариота. В кровавых противостояниях раскрыта драматическая эпоха, жизнь, судьбы, нравственный и духовный мир героев. В трилогию «Кочевники» входят исторические романы — «Заговоренный меч», «Отчаяние», «Хан Кене», опубликованные в разное время. Это — широкое эпическое полотно, воссоздающее историю казахского народа, начиная с XV века и кончая серединой девятнадцатого столетия. В трилогии показаны процесс объединения казахских племен после распада империи Тимура, борьба с иноземными завоевателями, присоединение Казахстана к России, тяжелая жизнь казахского народа, страдающего от двойного гнета царского самодержавия и местных феодалов. На фоне сложных исторических процессов перед читателями проходят чингизид — степной хан Абулхаир, умный и жестокий Аблай, последний казахский хан Кенесары, славные батыры, мудрый Бухар-жырау и многие другие образы деятелей казахской истории. «Анализ и осмысление многовековой истории казахской нации, — по словам Ануара Алимжанова, — невозможны и неполноценны без внимательного взгляда в страницы трилогии И. Есенберлина „Кочевники“. Героический эпос XVI-XVII вв., ставший откликом на жестокие войны против калмыков. Во главе казахов встал могучий батыр Камбар. Страшной была кровавая сеча, в которой победа досталась казахам. К пленным калмыкам Камбар батыр обратился с такими словами: „Вас было пять тысяч, когда вы пришли сюда, чтобы отнять наши земли и наших жен, но мы достойно встретили незваных гостей, а сейчас вас осталось немногим более пяти сотен. Вы целиком в нашей власти, и нам ничего не стоит как казнить всех вас. Но мы не сделаем этого. Мы могли бы пойти на ваши земли и разорить их, на это у нас хватит сил. <… > Но и этого мы делать не будем. <… > Мы не падки на чужое добро! Наша родина – доля наша и наше счастье. Все вы живыми и невредимыми вернетесь на родину. Помните и знайте: казахская земля – западня, которая погубит всех, кто ступит на нее с дурными намерениями. Так донесите же мои слова до ваших сородичей! Передавайте их из поколения в поколение, чтобы и мы, и потомки наши жили в дружбе и мире“. Роман повествует о жизни легендарного полководца прославленного батыра Каракерей Кабанбая, участника боевых походов в годы войны с джунгарами. Кабанбай встал во главе казахской национально-освободительной армии и в год великого бедствия руководил обороной священной столицы Казахского ханства – Туркестана. В разные годы ополчение под его предводительством выиграло Алакольское и Шубартенизское, Илийское, Шаганское и Шоргинское сражения, Булантинскую и Аныракайскую битвы. О подвигах Кабанбая ходили легенды, вещие певцы слагали о нем предания, арнау, поэмы, толгау. Народ считал его непобедимым, имя его было овеяно славой. Кроме боевых походов, Кабанбай батыр участвовал и в делах мирных, в организации казахско-китайской торговли. А в 1745 году был одним из казахских биев, которые выразили желание присоединиться к России, и вышли с такой просьбой к царскому правительству, заверив Россию в своей поддержке в ее борьбе против джунгар. В романе широко отражена внутренняя и внешняя политика Орды хана Абылая в XVIII веке, воссозданы судьбы многих выдающихся батыров, жырау, биев, которые стояли рядом с ним, будучи детьми одного времени. Перед читателем открывается вековая летопись всего казахского народа, проходят образы людей, с уходом которых завершилась эпоха Казахской орды, „… промчавшаяся верхом на тулпарах, прославившая мужество и высоко державшая свое боевое знамя…“ В романах представлена история процесса присоединения Казахстана к России, осознания широкими массами прогрессивного на тот момент политического акта, духовного и культурного сближения двух народов. В сложное и трудное время складывались отношения Степи с могущественным русским государством. „Я, киргиз-кайсацкого народа хан Абулхаир, обещаю и клянусь всемогущим богом, что хочу и должен со всем моим родом и со всею моею ордою <… > верным добром и послушным рабом и подданным быть…“ <… > Хан посмотрел на биев. Бии согласно кивнули. — „Мы согласны. Да будет так!“ Хан ступил на персидский ковер, опустился на колени перед ахуном. Ахун обеими руками протянул ему Коран. Хан принял Коран, коснулся его губами, приложил ко лбу и вернул назад. Потом поднялся, достал серебряную ханскую печать и крепко приложил ее к тому месту плотной гербовой бумаги, куда услужливо ткнул пальцем Мамбет-мурза…» - так был заключен этот исторический договор. Спасибо за внимание!