Презентация обобщение опыта работы экспериментальной площадки по теме Современные образовательные технологии развития детской одаренности в школе


Современные образовательные технологии развития детской одаренности в школеОбобщение опыта работы городской экспериментальной площадкиКоординатор Красильникова Т.А.МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20»

КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2011-2015 ГОДЫСтратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Приоритетные задачиобеспечение инновационного характера базового образования;модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях. Хорошее качество образования - связано, в первую очередьДля учащихся: * с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ; * с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни; * с глубокими прочными знаниями по всем предметам. Хорошее качество образования - связано, в первую очередьДля родителей: * с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей; * со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов; * с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом. Хорошее качество образования - связано, в первую очередьДля учителей: * с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно (морально); * с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать; * со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство; * с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает как их достичь и чувствует душевный комфорт. «Современные технологии развития детской одаренностив условиях общеобразовательной школы города Рязани»городская экспериментальная площадка
ppt_xppt_y
Содействие внедрению современных технологий развития детской одаренности в практику школы, создание условий для оптимального развития детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии способностей, поддержка исследовательской деятельности учащихся. Цель:Задачи:Организация повышения квалификации педагогов-экспериментаторов.Создание, разработка и внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс.Апробация освоенных педагогами технологий.Создание и обеспечение процесса функционирования механизма мотивации участников Программы на научно-исследовательскую деятельность.Раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-исследовательской деятельности.Профориентация молодежи на наукоемкие профессии.Развитие познавательной активности учащихся, исследовательских умений и навыков, ознакомление с методами и приемами научного поиска.

ppt_xxshearppt_x
ppt_xxshearppt_x
ppt_xxshearppt_x
ppt_xxshearppt_x
ppt_xxshearppt_x
ppt_xxshearppt_x
ppt_xxshearppt_x Ожидаемые конечные результаты: Подготовка педагогов, имеющих высокую квалификацию в сфере развития одаренности у детей в условиях общеобразовательной школы.Определение современных возможностей обогащения развивающей среды школы как фактора развития одаренности детей.Увеличение удельного веса численности обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях.Положительная динамика изменения процентного соотношения состава учителей, имеющих первую и высшую квалификационные категории.Подготовка материалов с результатами эксперимента и методическими рекомендациями по их внедрению в практику общеобразовательных школ.Увеличение удельного веса численности обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях. Положительная динамика изменения процентного соотношения состава учителей, имеющих первую и высшую квалификационные категории
ppt_xppt_y



Этапы вхождения в экспериментальную деятельность Актуализация – объяснение необходимости измененийПервичное внедрение (участие только добровольное)Мониторинг и анализ предварительных результатов (безоценочный)Внесение корректив в план реализацииМотивационный (по постепенному вовлечению заинтересованных лиц)Публичное предъявление продукта Поощрение участниковАктивное внедрение в практику деятельности школы, максимальное увеличение количества участников
ppt_xppt_y



Склонность руководить, инициативность, легкость общения, оказывает влияние Повышенная любознательность, сообразительность, живость ума Интерес к предмету, владение терминологией, способность классифицировать и систематизировать.Классификация одаренности:Художественно исполнительскаяЛидерскаяАкадемическаяИнтеллектуальнаяАктивность в движениях, соревновательность, хорошая координация движений ПсихомоторнаяЖелание мыслить и делать все по-своему, изобретательность, импровизация , ослабленное внимание к авторитетамТворческаяУвлеченность искусством, неповторимость (крайность) в самовыражении. Воспринимает визуально





Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с достигнутыми показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент Сделать так, чтоб ребенок почувствовал себя признанным и востребованным. Научить конструктивно строить отношения с ровесниками и взрослыми людьмиЗадачи в работе с интеллектуально одаренными детьми:Повышать интеллектуальную нагрузку, излагая интересные факты, используя ИКТ, продумывая персональные задания, задания на выбор, интегрированные задания. Все, чтобы развивать познавательную активности этих детей.Признание таким детям необходимо для успеха. Потому создание ситуаций успеха – необходимое условие для развития одаренности.Необходимая стимуляция: доска почета, ведение портфолио учащихся, интеллектуальные встречи, брейн-ринги, конкурсы, на ряду с обучением саморегуляции Организация внешкольной занятости ребенка. Развитие социальных и коммуникативных навыков. Убедиться в том, что у ребенка нет нервозов, перед тем, как начинать развивающую работу. Задачи в работе с академически одаренными детьми:Создавать условия для проявления , развития самостоятельности и самодостаточности у ребенкаСтараться расширить круг интересов ребенкаПоощрять проявление инициативы, высказывание «своего мнения» Специально давать задания, требующие творческого подхода.Развивать коммуникативные возможности ребенкаПривлекать к ученическому самоуправлению, т.е. вовлекать во внеклассную жизнь.Не критиковать! Помните, что этих детей очень задевают ваши замечания.Стимулировать успехи в учебе: доска почета, новости в классной/школьной газете, конкурсыОсобое внимание стоит обратить на развитие навыков саморегуляции, умение справляться с трудностямиУбедиться, что перед началом мероприятий ребенок находиться не в депрессии.Стараться давать больше практических заданий Задачи в работе с психомоторно одаренными детьми:Вместе с родителями организовать внеклассную деятельность ребенка (спортивные секции, клубы). Вместе с учителями физкультуры развивать одаренность, путем тренировок, соревнований, игр. Вводить соревновательные элементы в ход урока. Учить ребенка самодисциплине. В этом деле поможет: занятия в секциях, личный пример, психологические техники (переключение внимания, саморегуляция), ведение личной «Книги жизни», где ребенок сам для себя ежедневно записывает сколько раз за день он переживал ту или иную эмоцию (в таблице эмоций), фиксирует причину. Такое самонаблюдение обычно приводит к желаемым результатам.Чаще создавать ситуации коллективной деятельности, развивать коммуникативные навыки, учить конструктивно решать конфликтные ситуации. Задачи в работе с творчески одаренными детьми:Уважайте их тягу к независимости. Оставляйте возможность выбора: Д/З, темы проекта или реферата.Помните, что для таких детей нет авторитетов, есть люди, которых они уважают.Не пытайтесь строить отношения с такими детьми на требованиях и правилах. Они признают их меньше всего. Исключите из лексикона фразы типа «ты должен, обязан» и т.д.Обязательно включайте творческие или просто интересные задания в ход урока, задания. Требующие логических рассуждений. Чаще приводите факты.Поддерживайте творческое начало в каждом ученике, приветствуя нестандартные формы и методы работы, оценивания, подготовки д/з., вводите традиции своего урока.Заставить учиться творческих детей может лишь внутренняя мотивация, но не оценки и не похвала. Постарайтесь направить их способности в нужное и полезное русло. Развивайте интеллект. На уроках и факультативах, помните что перед вами ярко выраженные «визуалы», для них действует правило «лучше один раз увидеть…»Избегайте критики и резких замечанийЗадачи в работе с художественно одаренными детьми:Повышать интеллектуальную нагрузку, излагая интересные факты, используя ИКТ, продумывая персональные задания, задания на выбор, интегрированные задания. Все, чтобы развивать познавательную активности этих детей.Чаще организовывать работу так, чтоб одаренный ребенок почувствовал себя лидером.Организовывать детям встречи с одаренными людьми города, расширять круг общенияПроводить классные часы, вечера, встречи, выставки, посвященные искусству, тренинги креативности. Задачи в работе с лидерски одаренными детьми:Стремиться к тому, чтобы у ребенка выработалась адекватная самооценкаОпределение детей на участие в тренингах «Равный-равному», «Школа лидерства»Привлечение к деятельности классного и школьного самоуправленияОбучение техникам самоконтроля и методам преодоления стрессовых ситуацийПроведение коллективных форм и методов работы. Такие дети с радостью станут учить кого-то! Современные образовательные технологииразвивающее обучение; проблемное обучение; разноуровневое обучение; коллективная система обучения; исследовательские методы обучения; проектные методы обучения; технологии модульного и модульно-блочного обучения; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии. Обучение на курсах«Свободное программное обеспечение в образовательном пространстве», «Формирование компетентностного подхода в работе учителя физики», «Инновации в преподавании курса физики в средней школе», «Проектная деятельность в информационной образовательной среде ХХI века(Intel Обучение для будущего)», участие в работе семинаров «Актуальные вопросы математического образования», «Современные тенденции математического образования» и вебинаров.





Темы самообразования­ Формирование умственной культуры в процессе обучения математике.­ Применение технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения на уроках математики.­ Формирование умственной культуры в процессе обучения физике.­ Развитие познавательного интереса к предмету географии.­ Нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения через анализ художественного произведения.­ Имя существительное в системе русского языка в начальной школе.­ Технология развития мышления на уроках литературы.



Активные методы и формы обученияМетоды и средства обученияОрганизационные формыИспользуемые технологии ПроблемныепоисковыеэвристическиеигровыеисследовательскиепроектныеУрок-лекцияурок-консультацияурок-практикумурок-конференцияурок-зачет урок -путешествиеурок- экскурсияурок-турнирпредметные декадыдни наукТехнология дифференцированного обучения Технология личностно-ориентированного, развивающего обученияИКТИгровая деятельность Организация самостоятельной работыРазвитие креативного мышленияПроектная деятельностьМодульное (блочное) обучение Создание в классе развивающей средыСамостоятельный выбор учащимся (темы, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.).Самостоятельная учебная работа, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений, компетентностей).Осознанность цели работы и ответственность за результат.Реализация индивидуальных интересов учащихся.Групповая работа (распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов).Формирование понятий и организация своих действий на их основе.Использование системы оценивания, адекватной требуемым образовательным результатам (портфолио, дневник достижений, карта успеха ученика и т.д.). Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся по достижению поставленных целей.Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от окружающих.Включать учащихся в разные виды деятельности, способствующие развитию у них различных способностей.Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но иметь право не соглашаться с ним.Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю» не только не стыдно, но является первым необходимым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю». Изучение учебной мотивации школьников Содержательные блоки Личностный смысл ученияВиды мотивов учения ЦелеполаганиеРеализация мотива в поведенииЭмоциональный компонент мотивации учения ВыводыК девятому классу у ребят повысился личностный смысл мотивации учебной деятельности, школьники встречаются с большими трудностями в ходе развития процессов целеполагания, для учащихся ведущими стали учебные (познавательные) и социальные мотивы, отсутствуют внешние мотивы, что говорит о систематической работе педагогов школы в этом направлении, но высок оценочный мотив. Кружковая работа«Хочу все знать», «Занимательная информатика», «За страницами учебника математики», «Мы и Вселенная», «Лаборатория компьютерных технологий», «География Рязанской области», «Развитие творческого мышления учащихся», «Ритмика», «Маленькие умельцы» (преподаватели из ЦДТ «Приокский»), «Умники и умницы» (развитие логического мышления учащихся), «Выдумывай! Пробуй! Твори!» (проектная деятельность), «Азбука здоровья», «Мой друг - библиотека».






Научное общество учащихся«Следопыты»Девиз: «Дорогу осилит идущий» Распространение педагогического опытаВыступления• методическое объединение – отчет по темам самообразования, обмен опытом • научно-практическая конференция учителей школы• педагогический совет («Система работы по развитию учащихся в условиях общеобразовательной школы»)• городской педагогический фестиваль «Новый век: образование сегодня и завтра» • августовское совещание заместителей директоров школ г. Рязани по теме: «Создание коллекции медиаресурсов» • городская предметная конференция «Повышение качества образовательного процесса: технологии, приемы, формы работы» по теме «Проектная деятельность в начальной школе» • совещание директоров школ и заведующих ДОУ по теме: «Проблемы адаптации ребенка в школе» • городская выставка-презентация «Методическая служба ОУ- муниципальному образованию» («Система работы школы по развитию детской одаренности»)
Распространение педагогического опытатворческие отчеты мастер-класс (2009г. – на базе школы для учителей физики Рязанской области; 2011г. - городская предметная конференция, «Поиск путей и средств, форм организации творческой деятельности учащихся в процессе обучения физике»)организация курсов на базе школы (2012г. - «Проектная деятельность в информационной образовательной среде ХХI века. Intel«Обучение для будущего»)публикации (2011г., сборник «Школа нового дня: лучшие педагогические инициативы»). Социокультурная среда школыКукольный театрФилармонияТеатр на СоборнойДрамтеатрЦиркМузеи городаЦДТ «Приокский»МУК ДК «Приокский»Библиотека-филиал № 2 "Истоки"Библиотека-филиал № 14Детская школа искусств №5Детский подростковый клуб им. А.ГайдараШкола № 20СК ФаворитСовет ветерановСпортивные учрежденияПоликлиника №3
РезультативностьУчебная деятельность: - современные педагогические технологии- разноуровневое дидактическое обеспечение- материально – техническая база- атмосфера психологического комфорта- личность учителяВнеурочная деятельность:- кружковые занятия- элективные курсы- НОУ- предметные декады, конференции-предметные олимпиады, творческие конкурсы Победители Есенинских чтений


Городской конкурс«ЭКОсумка», Дипломы II степени; Городская викторина «Чибис – птица 2010 года», проводимой в рамках кампании Союза охраны птиц России «Птица года», Диплом II степени.



Участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях Участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях Мы убеждены, что любые инновации и инициативы будут успешными только в том случае, если учителю будет все понятно, если будет им принято, творчески переосмыслено и с желанием включено в свою деятельность.