«Организация предметно-развивающей среды способствующей развитию речи детей раннего возраста»


«Организация предметно-развивающей среды способствующей развитию речи детей раннего возраста» Выполнила : учитель-логопед МДОУ д/с № 20 «Сказка» Некрасова ЕВ Речь и мышлениеМышлениеПознавательная активность Речевые процессы Цель интеграции:Научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Задачи:стимулировать развитие речи при помощи всех элементов предметно-развивающей среды;пробудить интерес к творчеству, умению выражать свои мысли и чувства;формировать умение использовать накопленный опыт для действия в определенной ситуации. Основные направления профилактики и коррекции речевых нарушений Развитие понимания речиРасширение лексического запасаРабота по формированию грамматического строя речи Развитие фонематического слухаРазвитие речевого дыхания Подготовка артикуляционного аппарата и развитие мимической мускулатуры Развитие мелкой моторики



Ведущий вид деятельности детей раннего возраста – предметно-манипулятивная деятельностьПредметно-манипулятивная деятельность является ведущей потому, что она обеспечивает развитие всех остальных сторон жизни ребёнка: внимания, памяти, речи, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Все эти важнейшие способности в данном возрасте лучше всего развиваются именно в процессе практических предметных действий.Кроме того, действуя с предметами, ребёнок чувствует свою самостоятельность, независимость, уверенность в своих силах, что очень важно для развития его личности Игра ребёнка раннего возраста осуществляется с реалистическими игрушками, моделирующими знакомые ребёнку предметы куклы, среди которых могут быть:тряпичные - гибкие (высота 30-40 см);пластиковые - гибкие;кукла-голыш с набором одежды;кукла в одежде;маленькие "пупсики" в разных позах.Для игры в куклы маленькому ребёнку нужна кукольная утварь, соответствующая размерам кукол:набор кукольной посуды (плита, чайник, кастрюльки и пр.);мебель и оборудование для кукол (кроватка, ванночка, стульчик);"продукты питания" - наборы овощей, фруктов;"предметы гигиены" для кукол - расчёски, щётки, мыло и пр.;игрушечные животные - маленькие и средних размеров с выразительной внешностью.Наряду с реалистическими игрушками для детской игры нужны предметы неопределённого назначения, способные стать предметами-заместителями. Например, шарики, колечки или брусочки разных цветов и размеров, кусочки ткани или поролона и пр. Предметная среда способствующая развитию понимания речи,расширению лексического запаса, формированию грамматического строя речи.картинки с изображением животных и людей;сюжетные картинки с изображением действий;наборы картинок с различным пространственным положением одних и тех же персонажей;элементарные виды детского домино и лото;последовательности картинок, изображающие сюжеты детских сказок;наборы фигур (деревянные или картонные), изображающие персонажей известных сказок;звукозапись (медленная и отчётливая) детских народных сказок;диафильмы;игрушечный телефон. Фонематический слух - различение звуков речи –- является основой для понимания смысла сказанного.Для формирования фонематического слуха следует подобрать различные звучащие игрушки:детские музыкальные игрушки (погремушки, стукалки, музыкальные молоточки и т.д.);звукозаписи музыкальных произведений, соответствующих возрасту ; Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.пирамидки, разнообразные по цвету, форме и материалу;вкладыши разной формы и размера для вкладывания и накладывания;матрёшки 3-4-местные;"коробки форм", т.е. игровые пособия для вкладывания в ячейки геометрических форм и предметных изображений;столики с отверстиями, колышки, цветочки для втыкания;крупные пазлы и мозаики;кубики крупные пластмассовые и деревянные;шнурок и бусины для нанизывания;народные игрушки с подвижными частями;желобок и шарик для скатывания составные игрушки - машинки, домики и пр.;строительные наборы, предполагающие действия по зрительному образцу;бусы для нанизывания;шнуровки и застёжки. правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы.Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Если рассматривать специфику физиологического и речевого дыхания, то мы видим, что для образования голоса необходима более усиленная работа мыщц, необходим больший объем воздуха нежели при, физиологическом дыхании. Поэтому необходимо проводить специальные игры по развитию речевого дыхания. Спасибо за внимание