Презентация урока по менеджменту на тему Содержательные теории мотивации
Занятие по учебной дисциплине «Менеджмент»Тема занятия «Содержательные теории мотивации».Количество часов: 2 час. «11» декабря 2010Задачи:1. Закрепить понятия о процессуальных теориях мотивации;2. Дать понятия о содержательных теориях мотивации;3. Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, личностных качеств (например, таких как ответственность, трудолюбие);4. Воспитание профессионально-этических качеств;5. Развивать умение: анализировать, принимать самостоятельные решения, применять имеющиеся знания на практике.Оборудование: конкретная ситуацияОсновные понятия: мотивация, мотив, стимулирование, вознаграждение, иерархия потребностей, приобретенные потребности, врожденные потребности.Структура занятия:Организационный момент.Постановка учебной задачи.Актуализация имеющихся знаний.Сообщение нового материала.Первичное закрепление нового материала.Рефлексия ПланТеория иерархии потребностей А.Маслоу;Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда;Двухфакторная теория Ф. ГерцбергаСравнительный анализ теоретических положений в аспекте деятельности менеджера.Межпредметные связи: психология, управление персоналом Пример конкретной ситуацииПроцент вознагражденияК директору предприятия пришел на прием начальник коммерческого отдела с предложением увеличить объемы продаж продукции завода на 15%. За это он попросил увеличить денежное вознаграждение от объема продаж с 2% до 3%, как у директора, полагая, что он получает недостаточно.Директор сказал, что это вызовет недовольство в коллективе, тогда начальник коммерческого отдела отдал ему заранее написанное заявление об увольнении по собственному желанию.Директор предприятия принял управленческое решение: организовать на базе коммерческого отдела самостоятельную частную организацию (Общество с ограниченной ответственностью), где начальник коммерческого отдела будет одним из учредителей.Внимательно прочитать;Актулизировать знания по теориям Врума, Адамса, Портера-Лоулера;Прокомментировать выделенные словосочетания (фразы) в аспекте данной ситуации с учетом знания процессуальных теорий мотивации;Работа парами;Продолжительность 3 мин. Определение мотивации Мотивация - совокупность внешних и внутренних сил, побуждающих человека осуществлять деятельность, направленную на достижение определенных целей, с затратой определенных усилий, определенным уровнем старания, добросовестности и настойчивости.О.С.ВиханскийМотивация - процесс формирования у работника необходимых стимулов, являющихся внешним побуждением к труду, которое развивается на основе осознания, как своих личных потребностей, так и потребностей других людей.Е.Л.Драчева Мотивация – процесс стимулирования человека или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организации.Л.И.ЛукичеваМотивация - это процесс, с помощью которого менеджер активизирует работу людей и побуждает их эффективно трудиться для достижения целей организации как средства удовлетворения их собственного желания.Ю.А. Крутякова Мотивы Мотивом к действию служат потребности. В качестве первичной формы мотивов – выделяют вещественные предметы, которые удовлетворяют простейшие материальные потребности. Более высокая форма мотивов –предметы идеальные, они выступают в форме сознательных целей. Соотношение различных мотивов, обуславливающих поведение людей, образует его мотивационную структуру. Мотивационная структура достаточна стабильна , хотя может поддаваться целенаправленному формированию. Мотивационная структура индивидуальна и обуславливается множеством факторов: должностью, уровнем благосостояния, соц. статусом и т.д. Стимулы Внешние условия деятельности – выступают в качестве внешнего побуждения – стимула ( т.е. внешнее побуждение или вознаграждение дается организацией – это зараб.плата , продвижение по службе, похвала , признание. Более важной для работы считается внутренняя мотивация (самомотивация ) работника – это достижение результата, содержательности , значимости работы, самоуважения, дружбы. Эта мотивация строится на соотношении возможностей с собственным мотивационным потенциалом и установками, с системой ценностей.Задача руководителя – создать систему побуждающих, стимулирующих воздействий активизирующих мотивационный потенциал работника. Теории содержания мотивации - основное внимание уделяют, как различные группы потребностей оказывают влияние на поведение человека. Широко признанными концепциями этой группы являются: теория иерархии потребностей А.Маслоу, теория двух факторов Герцберга, теория приобретенных потребностей Д.МакКлелланда. Теория иерархии потребностей по А.Маслоу К числу основополагающих, классических внутриличностных теорий мотивации принадлежит теория иерархии потребностей, разработанная А. Маслоу. Автор теории исходит из того, что все люди постоянно ощущают какие либо потребности, которые побуждают их к действию. На человека влияет целый комплекс ярко выраженных потребностей, которые можно объединить в несколько групп, расположив их по принципу иерархии. ПИРАМИДА ПОТРЕБНОСТЕЙ Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают в себя потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и моральных опасностей со стороны окружающей среды и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, включающие в себя чувство принадлежности к кому-либо или чему-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки. Потребности в уважении включают в себя потребности в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании. Потребности самовыражения - потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности В руководстве персоналом важно также учитывать достаточность удовлетворения потребностей. Человек редко испытывает чувство полного удовлетворения своих потребностей, например, едва ли мы найдем среди работающих такого, который считает, что ему больше не нужны деньги, безопасность, друзья и т.п. Однако при восприятии этих ценностей как достаточно удовлетворяющих работника у него актуализируются более высокие потребности. ЗАДАНИЕ: посмотрите на рекомендации удовлетворения потребностей высших уровней и прокомментируете их Социальные потребности(потребности в причастности) Потребности в уважении(самоутверждение) Потребности в самовыражении Создание в коллективах чувство единой команды. Стройте работу так, чтобы сотрудники могли общаться. Проводите с подчиненными периодические совещания. Не старайтесь разрушить неформальные группы, если они не наносят организации ущерба. Предлагайте подчиненным содержательную работу. Высоко оценивайте и поощряйте достигнутые подчиненными результаты. Привлекайте подчиненных к формулировке целей и выработке решений. Делегируйте подчиненным дополнительные права и полномочия. Продвигайте подчиненных по служебной лестнице. Обеспечивайте обучение и переподготовку, которая повышает уровень компетенции. Обеспечивайте подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи. Поощряйте и развивайте у подчиненных творческие способности. ВЫВОДЫ: Основная задача теории состоит в стремлении показать, как те или иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека к деятельности и как, зная об определённой динамике действия потребностей на мотивацию человека, воздействовать на него, предоставляя ему возможности удовлетворять свои потребности определённым образом. Двухфакторная теория Ф.Герцберга. Удовлетворенность Отсутствие удовлетворенности Отсутствие неудовлетворенности Неудовлетворенность Мотивирующие факторы Достижение Признание Ответственность Продвижение Работа сама по себе Возможность роста Гигиенические факторы Заработная плата Безопасность на рабочем месте Условия на рабочем месте Статус, правила Распорядок и режим работы Качество контроля со стороны руководства Отношения с коллегами и подчиненными Задание 1 МОТИВИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Достижение, признание, заработная плата, условия на рабочем месте, статус, возможность роста, отношения с коллегами и подчиненными, продвижение, работа сама по себе, распорядок и режим работы, правила, ответственность МОТИВИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ДостижениеПризнаниеОтветственностьПродвижениеРабота сама по себеВозможность роста Заработная платаБезопасность на рабочем местеСтатус ПравилаРаспорядок и режим работыКачество контроля сл стороны руководстваОтношения с коллегами и подчиненными Задание 2. Что должен сделать менеджер при наличии у работников чувства неудовлетворенности? Теория приобретенных потребностей Дэвида МакКлелланда Потребность достижений Карьерный рост;Повышение квалификации;Материальная обеспеченость. Потребность властвовать Власть во имя власти Власть во имя цели Потребность в причастности НЕФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ Задание 1. Привести примеры на каждую потребность Задание 2. Что должен сделать менеджер при наличии у работников чувства неудовлетворенности?Когда достижения более заметны: когда человек работает в группе или самостоятельно?В чем может выражаться потребность властвования? Как человек с потребностью причастности может удовлетворить свою потребность на рабочем месте? СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!