Презентация на тему «Формирование здорового образа жизни школы посредством учебно-воспитательной деятельности семьи, педколлектива и школьной библиотеки»


на тему: «Формирование здорового образа жизни школы посредством учебно-воспитательной деятельности семьи, педколлектива и школьной библиотеки»Подготовила заведующая библиотекой МОШ I-III ст.№ 60Матушкина М.Ф.Презентация Цель работы библиотеки и педагогического коллектива школы:  создание оптимальных условий для сохранения здоровья участников образовательного процесса за период обучения в учреждении образования в условиях комплексной информатизации образования. Формирование банка художественной, публицистической, научной и методической литературы. Ознакомление участников образовательного процесса с наиболее важной информацией о здоровье человека. Организация мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни . Повышение профессиональной компетенции педагогических кадров по вопросам здоровьесбережения учащихся. Подбор информации , связанной со здоровьесберегающими технологиями. Задачи: Привычно слышать: «Больше читай - и будешь умным», «Без чтения нельзя стать культурным человеком». Но никогда мы не говорим и не думаем так: «Читай - и будешь здоровым». Чтение, по общепринятому мнению, только портит здоровье: осанку, зрение… Правда сейчас признано, что многочасовые «компьютерные бдения» вредят детскому здоровью в еще большей степени. Но вот о том, что привычку к серьезному систематическому чтению можно отнести к здоровьесберегающим технологиям, не говорит никто. Здоровье – это совокупность физического, психологического и социального благополучия. Физическое здоровье подрастающего поколения обеспечивается прежде всего здоровьем духовным. И здесь роль чтения переоценить невозможно. Состояние здоровья детей и разработка в образовательном процессе школы мер, направленных на его укрепление, в настоящее время являются наиболее актуальными медико-социальными проблемами. Здоровье взрослого населения на 75 % определяется условиями его формирования в детском и подростковом возрасте до 15 лет. Поэтому необходимо формировать знания о здоровом образе жизни у обучающихся в школьном возрасте. Формирование здорового образа жизни — это сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества Работу библиотеки по формированию здорового образа жизни условно можно разделить на два этапа:первый — это сбор, обработка и хранение информации,второй — непосредственное доведение накопленной информации до читателя . Что может сделать школьная библиотека как информационное учреждение по формированию здорового образа жизни детей и подростков? Это может быть: создание информационных (в т.ч. электронных) баз данных о здоровье и здоровом образе жизни, спорте; содействие формированию у детей и подростков понятия ценности здоровья и жизни, мотивации и потребности в занятиях физической культурой и спортом, ведении здорового образа жизни; оказание информационной помощи семье в профилактике вредных привычек у детей; проведение профилактических мероприятий, направленных на борьбу с вредными привычками, способными привести к стойкой утрате здоровья детей и подростков, их асоциальному поведению; Работа школы и школьной библиотеки не ограничивается разовыми мероприятиями, а представляет собой определённую систему. Ежегодно разрабатывается план мероприятий, в котором учитываются все аспекты работы. Опыт Древней Греции бесценен для человечества . Олимпийское движение, поддержание телесного и психического здоровья – одна из древнейших традиций общества. Упоминания о важности вопросов здорового образа жизни, в том числе и вопросов гигиены, мы находим в трудах основоположника отечественной методики преподавания естествознания Василия Фёдоровича Зуева (1754-1794 гг.)

К отмечаемым ежегодно знаменательным и памятным датам – Международному дню борьбы с наркоманией и наркобизнесом(1 марта), Всемирному дню борьбы с туберкулезом (24 марта), Всемирному дню здоровья и Всемирному дню здоровья детей (7 апреля), Всемирному дню без табака (31 мая), Международному дню защиты детей (1 июня), Всемирному дню туризма (27 сентября), Всемирному дню борьбы со СПИДом (1 декабря), Всемирному дню инвалидов (3 декабря) – можно приурочить проведение массовых мероприятий. Популяризация здорового образа жизни




Борьба с вредными привычками

Профилактика табакокурения

Зачем планету губит СПИД?

Ежегодные дни здоровья2011




Кружок «Юные экологи-краеведы»Разнообразие животных нашего края.Питание домашних и диких животных.Как размножаются животные в природе.Разнообразие видов растений. Природные лекари.Природа родного края.Взаимосвязь живой и неживой природы.Деревья и кустарники нашего края.Птицы нашего края.



Организация детского отдыха в летнем оздоровительном лагере –прекрасная возможность для привития детям навыков здорового образа жизни. «Благодарная тигрица»;«Болезнь льва»;«Завещание отца»;«Заяц и черепаха»;«Ласточка»;«Медведь,заяц,волк и лиса»;«Наказанная жадность»;«Петух и курица в орешнике»;«Платье из птичьих перьев»;«Притворная болезнь».

Определённым итогом работы для читателей школьного возраста может стать праздник чистоты и здоровья «В гостях у Чистюльки!» В этом мероприятии ребята показали все приобретённые ими навыки здорового образа жизни.

Тематический час общения «Вместе мы сможем больше»

Динамические паузы«Весёлые переменки»

Библиотечный урок «Сон-бальзам природы»

Это ещё одно направление деятельности библиотеки по формированию ценностей здоровья, профилактики наркомании, алкоголизма, нравственной распущенности средствами художественной литературы. Ведь в русской культуре именно литература была и остаётся одним из источников духовного здоровья нации, её здорового образа жизни.Она даёт уникальную возможность посредством художественных образов наиболее ярко запечатлеть в сознании читателей категории добра, чести, справедливости, милосердия, долга, любви, верности. Так, например, даже небольшое путешествие по страницам произведений М.Горького «На дне», В.Г. Короленко «Река играет», Н.В.Гоголя «Мёртвые души», В.Г.Распутина «Последний срок» способно убедить читателей, что с помощью алкоголя не решаются никакие проблемы и что пристрастие к нему приводит литературных героев к трагическим последствиям.Литература учит … Произведения художественной литературы с точки зрения формирования ценности здоровья И.С. Тургенев «Бежин луг» - показана роль выносливости, активного движения, взаимодействия с природой в жизни человека; стиль жизни охотника, формирующийся под влиянием пребывания в лесу, любовь к природе; здоровый организм и нравственный облик героя;Ф.М. Достоевский «Идиот» - рассматриваются проблемы любви к ближнему, истины и нравственности, душевной щедрости и внутренней свободы; Л.Н. Толстой «Смерть Ивана Ильича» - страх, переживаемый за неправедно прожитую жизнь, за пренебрежение законами любви; Л.Н. Толстой «Война и мир» - показан здоровый образ жизни князей Болконских: режим, разнообразные полезные занятия, жизнь по законам ума и чести; ответы на вопросы: В чём истинная красота человека? Каков путь нравственного роста? В чём сила национального духа?М.Горький «На дне» - ложь и правда, судьба Актёра; А.И. Куприн «Гамбринус» - показан идеал сильного духом героя, закалённого в морских походах; А.П.Чехов «Цветы запоздалые»; М.А. Булгаков «Звёздная сыпь», «Морфий»;Д.Лондон «Кулау-прокажённый», «Прощай, Джек»; Ч.Айтматов «Плаха» -показаны психологические проблемы человека, страдающего тяжёлыми заболеваниями; трагические судьбы;А.Дюма-сын «Дама с камелиями» - показаны социально-зависимые заболевания, определяющие судьбу;М.А. Шолохов «Тихий Дон»; А.И. Куприн «Яма» - рассматриваются проблемы поиска смысла жизни, ответственности за содеянное, смертельная опасность продажной любви; А.А. Платонов «Котлован» - рассматриваются проблемы поиска смысла жизни и истины; взгляд в будущее: «Какое тогда будет тело у юности и от какой волнующей силы начнёт биться сердце и думать ум?»; Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке» - показаны качества человека: сила духа, мужество, желание жить, приносить людям пользу; показана значимость физической и психологической подготовки человека в преодолении экстремальных ситуаций; В.Дудинцев «Белые одежды»; Ч.Айтматов «Белый пароход»; М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» - рассматриваются вопросы добра и зла, высоких чувств и пороков, моральной ответственности человека за его поступки. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»;В.Г. Распутин «Последний срок» - затрагивается проблема алкоголизма и судьбы героев. Проблема наркомании в произведениях художественной литературы: Айтматов Ч., роман « Плаха»; Булгаков М.А., повесть «Морфий»; Конан Дойл А., повесть «Отравленный пояс»; О.Генри, рассказы «Чья вина?», « Туман в Сан-Антонио»; Пелевин В.О., роман «Generation “П”»; Стивенсон Р.Л., повесть «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»; Бёрджесс Э., роман «Заводной апельсин»; Кастанеда К., романы «Учение дона Хуана», «Путь знания индейцев яки», «Отдельная реальность»; Киплинг Р., рассказ «Ворота Ста Скорбей»; Стейнбек Д., роман «На восток от Эдема». Формирование и привитие навыков здорового образа жизни у детей, безусловно, не является деятельностью только школьной библиотеки. Библиотека, школа и другие социальные институты, занимающиеся проблемами детства, должны объединить своиусилия для успешного решения задач, связанных с воспитанием здорового образа жизни у подрастающего поколения.Немаловажная роль в этой работе отводится семье. Ведь именно в семье происходит огромная каждодневная работа по сохранению и улучшению здоровья детей, начиная с их рождения. Сотрудничество библиотеки с семьёй может проходить не только в стенах библиотеки на различных библиотечных мероприятиях, но и в школе (детском саду) при посещении родительских собраний, педсоветов. Составление для родителей разнообразной библиографической продукции по профилактике вредных привычек, физкультуре и спорту (рекомендательные и информационные списки, буклеты по ЗОЖ), организация книжных выставок, проведение обзоров литературы и бесед.


Здоровье-это здорово!Спасибо за внимание!