Методическая разработка – презентация к педагогическому совету на тему «Система оценки результатов обучающихся в условиях введения ФГОС»
«Система оценки результатов обучающихся в условиях введения ФГОС» «Оценка» - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика). Оценка предшествует отметке. Отметка - это цифровое выражение знаний учащихся, фиксирующее уровень их обученности, выражается в баллах. Отметка выводится из оценки. «Я далек от намерения вообще изгнать отметку из школьной жизни. Нет, без отметки не обойтись» (В.А. Сухомлинский)«Отметки, с одной стороны, подменяют прямые мотивы учения косвенными, а с другой - насаждают в процессе обучения нервозность, страх, неприязнь к учителю. Можно заставить учиться, но невозможно принудить к познавательной активности, заставить быть увлеченным в процессе познания. Вот это-та радость и покидает школьника, когда его учебная деятельность управляется с помощью отметок» (Ш.А. Амонашвили) ВНУТРЕННЯЯ ОЦЕНКА:учитель, ученик,ОУ и родители ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА:государственныеслужбы ГИА мониторингсистемыобразования Модели оценочной деятельности аккредитация ОУаттестация кадров ФГОС НОО и ООО Система оценки:Уровневый подходКритериальное оцениваниеКомплексный подход Личностные результатыМетапредметные результаты (регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД)Предметные результаты Объект системы оценки результатов образования - требования Стандарта Формы и методы контроля школы Урочная деятельность Промежуточная аттестация● годовая;● четвертная и полугодовая;● текущая. Формы контроля: ● устная проверка (устный ответ на вопросы в форме рассказа, беседы, собеседования, зачет, проверка техники чтения и др.);● письменная проверка (домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и др.);● комбинированная проверка (сочетание письменных и устных форм). Внеурочная деятельность ● участие в выставках, конкурсах, соревнованиях;● активность в проектах и программах;● творческий отчет и др. Новые методы и формы оценки: Метапредметныедиагностическиеработы Диагностика результатов личностного развития Инструмент для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений ученика - портфель достижений. Портфель достижений учеников начальной школы включает материалы:Выборки детских работ — формальных и творческих;Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.); Материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности. Практическая работа «Разбор ситуаций» Ситуация 1Учитель проходит по рядам, пока ученики «изучают» свои самостоятельные работы. Один из учеников закричал: «Почему у меня «3», а у Вани «4», а все сделано одинаково?», и учитель убеждается, что «да, одинаково». Как вы поступите в данной ситуации? Практическая работа «Разбор ситуаций» Ситуация 2После ответа ученика учитель говорит: «А теперь оцени свой ответ». Ученик: «У меня было такое-то задание. Я справился с ним полностью – вот на доске все изложено. И справился без ошибок и самостоятельно. Думаю мое решение достойно «пятерки» Учитель: «Нет, я не согласен – за такое решение не более «четверки». Садись».Прокомментируйте действия учителя. Практическая работа «Разбор ситуаций» Ситуация 3Объявление учителя: «Я смотрю, как вы подготовились к уроку – кто забыл принести линейку, сразу ставлю «два». А ты, Никитин, сегодня получишь за вчерашнее поведение».Прокомментируйте действия учителя. Представление опыта работы Функции оценок в учебном процессе Обучающая: дает возможность определить, насколько успешно усвоен учебный материал, сформирован практический навык; Воспитательная: обеспечивает взаимопонимание и контакт между учителем, учеником, родителями и классным руководителем; способствует формированию навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям;Ориентирующая: формирует навык самого оценивания, рефлексии учеником всего происходящего с ним на уроке;Стимулирующая: оказывает воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений; оценка воздействует на личность в целом;Диагностическая: фиксирует общий уровень подготовленности и динамику успехов ученика; Функции оценок в учебном процессе Проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя: позволяет учителю получить информацию о качестве учебного процесса;Личностно-ориентированная - формирование адекватной самооценки: формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителей и одноклассников; негативные воздействия ведут к формированию низкой самооценки, вселяют неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе. Социальная - изменение межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса учащихся: положительная оценка укрепляет социально-психологические позиции школьника, благоприятно влияет на отношения с другими учениками. Негативная - ведет к снижению учебной мотивации, активности и успешности. Необоснованная похвала «отличников» может вызвать негативное отношение к ним со стороны сверстников. Упражнение «Словесная оценка ученика» Работа в группах.1 задание. Составить список слов и выражений, которые вы употребляете на уроке, если довольны работой ученика. Упражнение «Словесная оценка ученика» Работа в группах.2 задание. Составить список слов и выражений, которые вы употребляете на уроке, если недовольны работой ученика. Результаты опроса МолодецУмницаХорошоОтличноМолодчинаРада за тебяГоржусьУмничкаМолодец, ты умница!Молодец, Мила, «5»! Совершенно верно, молодец, хорошая работа.Дневник принесиВот можешь, когда хочешьМолодец, СергейМолодец, Данил Хорошо, делай дальше Какие слова или выражения говорит тебе учитель на уроке, если доволен твоей работой? Ответы учеников: Результаты опроса НевнимательнаяПлохо, очень плохоНедовольнаЛенивый Могла лучшеЯ тобой недовольна Не очень хорошоСидоров, дай дневникВсе, докладную пишу на тебяВыходи из классаСадись дваЗвоню родителям Какие слова или выражения говорит тебе учитель на уроке, если недоволен твоей работой? Ответы учеников: Совершенно верно, молодец, хорошая работа.Молодец, СергейТы (имя), сейчас на правильном путиВеликолепноУ тебя получилось это делоПросто замечательно Супер!Ты делаешь это очень хорошоЭто намного лучше, не расстраивайсяЯ счастлива видеть такую твою работуСегодня ты делаешь это, Маша, значительно лучшеТы близок к истинеИменно так! Словарь «Слова и выражения, для словесной оценки ученика» Это лучшее из того, что у тебя получалось, Ваня!Поздравляю, ты справилсяЭто то, что надо Я знала, ты сможешь сделать этоТы сделал это лучше меня, спасибоЯ вижу ты стараешься и скоро у тебя все получитсяТак держать! Необыкновенно!Прекрасно!Великолепно!Прекрасный ход мыслей!Сенсационно!Замечательно!Фантастика!Как красиво у тебя получилось!Ты правМне нравится ход твоих мыслей, ВитяЯ верю в тебя Словарь «Слова и выражения, для словесной оценки ученика» Большое тебе спасибо за работуТы превзошел сам себя сегодняЧудноЭто твоя победа, АнтонТы настоявший мастерСердечна рада за тебяГрандиозноКрасивая мысль Ты расстроил меня сегодня, АндрейЯ недовольна тобойЖаль, что ты не сдержал своего словаЯ надеюсь, что ….Я огорчена тем, что…И все-таки, я верю…К твоим способностям надо приложить труд, и тогда…Хочется верить, что…Я рада, когда ты…..Я переживаю за тебя….Я рада помочь тебе… Словарь «Слова и выражения, для словесной оценки ученика» Принципы оценочной деятельности учителя: Оценивание является постоянным процессом.Оценивание может быть только критериальным.Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. Оценивание должно быть выстроено таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся. «Человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке. Его очень огорчает отрицательная оценка. Но совсем выводит из строя, действует угнетающе и парализует желание работать равнодушие, когда его труд игнорируется, не замечается» Решение: Применять различные методы и формы контроля.При оценивании учитывать индивидуальные особенности учащихся.Оценивание проводить на критериальной основе.Комментировать отметки на каждом уроке.Особое внимание уделять рефлексии, используя в работе словарь «Слова и выражения, для словесной оценки ученика».В следующем учебном году продолжить работу по совершенствованию системы оценки образовательных достижений обучающихся. Спасибо за работу!