Презентация на тему: Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
«Мысль не рождается, не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими смыл»М. М. Бахтин Комплексное методическое обеспечение (КМО) Учебно-методический комплекс (УМК) Комплексное учебно-методического обеспечение образовательного процесса (КУМО) КМО Комплексное методическое обеспечение (КМО) включает планирование, разработку и создание оптимальной системы средств нормативного, учебно-методического обеспечения, обучения и контроля и является частью научно-методического обеспечения профессионального образования Основной целью КМО является создание условий для реализации требований образовательных стандартов профессионального образования, совершенствование содержания образования, развитие учебно-методического обеспечения образовательного процесса и достижение необходимого качества подготовки рабочих и специалистов. Разработка КМО позволяет: осуществить систематизацию нормативных документов, методических материалов и средств обучения;развивать творческого потенциала педагогических коллективов;интенсифицировать образовательный процесса в учреждениях профессионального образования и др. УМК Учебно-методический комплекс (УМК) является системой дидактических средств обучения по конкретным учебным предметам и курсам, создаваемой в целях достижения требований образовательных стандартов Учебно-методический комплекс— это система взаимосвязанных и взаимодополняющих средств обучения, проектируемых в соответствии с учебной программой и выбранным дидактическим процессом, достаточных для реализации целей и содержания образовательного стандарта Структура методического обеспечения учебного процесса Учебник (учебное пособие)Рабочая тетрадьЗадачникДидактические материалыКнига для учителяКонтрольно-диагностическиематериалы Основныекомпоненты УМК Вспомогательныеинформационные ресурсы
Словари СправочникиКниги для чтенияПособия для подготовки к итоговой аттестацииУчебно-наглядные пособияИнтернет-поддержка Научно-популярная литератураРазвивающие и дидактические игрыИнтернетЭнциклопедииКоллекции видео- и фотоматериаловСМИ: TV, газеты, журналы и др.Пособия для поступающих в вузы Дополнительныеинформационные ресурсы стандарт Структура комплексного учебно-методического обеспечения учебного процесса КМО 1.Нормативно-правовое обеспечение деятельности кабинета:Паспорт кабинета;Календарно - тематический план;Рабочая программа дисциплины;Примерная программа дисциплины;Документы по охране труда. 2. Комплект методических материалов по разделам и темам дисциплин:Рекомендации к лабораторным и практическим занятиям;Планы, технологические карты, лекции;Задания для самостоятельной работы (по темам);Дидактический материал для закрепления нового материла. Комплексное методическое оснащение дисциплины 1. Нормативный комплект1.1 Паспорт кабинета 1.2 Календарно-тематический план 1.3 Примерная программа 1.4 Рабочая программа 2. Методический комплект по темам дисциплины2.1 Раздаточный материал по теме2.2 Рекомендации к лабораторным и практическим работам2.3 Материалы для закрепления и проверки знаний по теме (текущий контроль)2.4 Методические указания по использованию оценочной системы (если используется не пятибальная система оценки знаний) КМО 3. Комплект методических материалов по контролю знаний и умений:Контрольные задания;Перечень вопросов и типовых задач, включаемых в экзаменационные материалы;Перечень литературы, нормативно - технической документации , наглядных пособий, технических средств, необходимых для проведения экзамена. Комплексное методическое оснащение дисциплины 3. (5) Методический комплект для внеаудиторной самостоятельной работы студентов3.1 Перечень литературы и других информационных источников, рекомендуемых к изучению3.2 Тематика и методические рекомендации по реферативной работе3.3 Тематика и методические рекомендации по составлению докладов3.4 Методические рекомендации по другим видам самостоятельной работы студентов КМО 4. Индивидуальные методические разработки преподавателей:Учебные пособия, методические рекомендации, планы и проекты открытых уроков, презентационные материалы и др.;Методические разработки педагогов.5. Методический комплект для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов. (методические рекомендации) Комплексное методическое оснащение дисциплины4. (3) Методический комплект входного контроля знаний (для общеобразовательных дисциплин)4.1 Методические рекомендации по проведению входного контроля базовых знаний за курс основного общего образования5. Методический комплект итогового контроля знаний и умений студентов5.1 Контрольные работы5.2 Перечень вопросов и типовых задач, включаемых в экзаменационные билеты (промежуточная аттестация)5.3 Перечень литературы, нормативно-технической документации, наглядных пособий и технических средств, используемых при проведении экзамена КМО 6. Методический комплект (ПЭР):Рекомендации по выполнению письменных экзаменационных работ, нормоконтролю;Тематика;Перечень литературы, нормативно-технической документации, рекомендуемой к использованию при выполнении работ;Образцы ПЭР;Программа ГИА. 6. Методический комплект по выполнению ПЭР6. 1 Тематика работ6.2 Перечень литературы, нормативно-технической документации, технических средств и оргтехники, рекомендуемых к использованию при выполнении ПЭР6.3 Методические рекомендации и требования по выполнению ПЭР6.4 Образцы работ7. Методический комплект по ГИА7.1 Перечень теоретических вопросов, практических заданий к экзамену 1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности мастерских:Паспорт мастерских;Календарно- тематический план;Перечень учебно- производственных работ;График учебной практики;Документы по охране труда.2. Комплект методических материалов по учебной практике - практики для получения первичных профессиональных навыков:Инструкционно - технологические карты;Образцы по темам перечня учебно - производственных работ;Планы занятий;Задания для самостоятельной работы;Дидактический материал для закрепления;Кино – материалы. 3. Комплект методических материалов по контролю знаний и умений: Контрольные задания по изделиям; Индивидуальные методические разработки преподавателей;Учебные пособия, методические рекомендации, планы и проекты открытых занятий , презентационные материалы и др.;Новаторские разработки мастеров производственного обучения.4. Методический комплект для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов, для подготовки студентов к выполнению дипломных проектов Рабочие программы дисциплин.Календарно- тематические планы.Экзаменационные материалы (тесты, вопросы, билеты и т.д.)Планы уроков (технологические карты).Тесты (входной, текущий, итоговый контроль).Дидактический раздаточный материал.Материалы к обязательной контрольной работе.Методические указания по проведению лабораторно – практических работ.Методические указания к самостоятельной работе студентов по дисциплине.Материалы к программе ГИА . Методические рекомендации к письменным экзаменационным работамУчебно-методический комплекс дисциплины. Папка (портфолио) преподавателя (мастера п/о). Учебно-методическая документация, разрабатываемая преподавателем в рамках должностных обязанностей в ГБОУ НПО ПЛ № 24 г.Краснодар Для кого предназначены учебно-методические материалы Требования к подготовке и оформлению учебно-методической документации Подготовка рабочей учебно-методической документации планируется из расчета полного обеспечения ею всех учебных программ по видам занятий.Перечень, объем, виды и сроки подготовки учебно-методической документации фиксируются в планах методической службы учреждения. Рабочая учебно-методическая документация печатается в двух экземплярах. Первый экземпляр хранится в документах методической службы, второй — у автора. ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКИХ РАБОТ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И МАСТЕРОВ П/О: Методическая разработкаНаглядное пособиеСоздание презентацииПодготовка материалов к открытому урокуСоздание видеофильмовПодготовка материалов для участия в профессиональных конкурсах и предметных олимпиадах Наименование графы Что учитывается Паспорткабинета Наличие или своевременность разработки паспорта (при отсутствии типового) и его качество Инвентаризация Сохранность, соответствие описи и наличие оборудования и мебели . Состояниекабинета Санитарное состояние, систематизация УМК КТП Своевременность сдачи, качество Методическиеразработки Содержание, оформление, рецензия, объем, актуальность Учебноепособие Содержание, оформление, рецензия, объем, актуальность Раздаточныйматериал Содержание(ксерокопия, собственная разработка) и оформление Экзаменационныебилеты Своевременность разработки, наличие согласований и утверждений Тесты Содержание, оформление, рецензии, объем, актуальность Критерии оценки методической работы преподавателя«Методический балл» преподавателя Наименование графы Что учитывается Тесты Содержание, оформление, рецензии, объем, актуальность Наглядные пособия Макет или стенд-до 15 баллов, действующая модель 20 баллов Рейтинг Своевременное и аккуратное ведение журналов учебных занятий. Выполнение графика консультаций. Применении ПК Подготовка к уроку; лабораторная, практическая работа Технологизацияобразования Степень освоения технологии обучения и применение на практике Другое Другие инновации Самостоятельнаяработа студентов Применение различных видов самостоятельной работы: а) аудиторная - б) внеаудиторная Внеклассныемероприятия Вид мероприятия (вечер, КВН, олимпиада, конкурс и др.), а также количество участников Открытый урок- Качество урока, его актуальность Другое Учитываются прочие виды работ (публикации, выступления, участие в конкурсах и соревнованиях вне колледжа и др.) Недостатки учебной литературы Педагоги отмечают, что:существующие учебные пособия и учебники, особенно ёмкие, плохо читаются;привычно рекомендуемая обязательная учебная литература читается студентами наспех или просматривается, а дополнительная просто игнорируется, ее трудно найти; учебные группы все более разнородны, многие обучающиеся не знают многого из того, что должны бы были знать, так как пришли из разных образовательных учреждений;учебники во многом оторваны от жизни и не годятся для обучения;учебная литература перегружена теоретической и устаревшей информацией и т.д. В этой связи назрела необходимость создания практикоориентированного учебного материала, раздаточного материала, позволяющего учащимся (студентам) в ходе коротких занятиях схватывать суть изучаемого содержания, а педагогу более индивидуализировать учебный процесс. Стереотипы восприятия учебной литературы В образовании в связи с рынком новинок сложилось два стереотипа. Во-первых, это стереотип «быстро устаревающих книг», который стал критерием их отбора, а в результате многие фундаментальные издания оказались «отодвинутыми» на периферию сознания. Во-вторых, - это стереотип «компиляторства», который очень сильно проявляется в обучении, особенно тогда, когда преподаватель хочет «дать всё лучшее» из лучших учебников и учебных пособий, причём именно новых. Т.е. гонится за синей птицей. Но не всегда такой подход оправдывает себя. В последнее время возник ещё и стереотип стандартизации учебного процесса, который проявился в результате необходимости упорядочить разнородный учебный процесс. Сегодня один и тот же учебный предмет в разных ОУ изучают по разным учебникам. Большое число педагогов оказались в растерянности от того, и пытаются адаптировать имеющиеся УМК к новым подходам в образовании. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КМО Масштаб модификации КМО Уровень педагога Уровень методического объединенияУровень образовательного учрежденияУровень регионаУровень страны Дисциплина Электронный конспект лекций Учебные пособия Методические рекомендации Материалы для зачета /экзамена ИНФОРМАТИЗАЦИЯ УМК Студент Контрольные работы Практические работы Рефераты, сообщения, курсовые работы Конкурсные работы ИНФОРМАТИЗАЦИЯ УМК Создание учебно-методических материалов нового поколения информационный образовательный ресурс (ИОР)Инновационный учебно-методический комплекс (ИУМК)информационные источники сложной структуры (ИИСС) Инновационный учебно-методический комплекс (ИУМК) Под ИУМК понимается полный набор средств обучения, необходимых для организации и проведения учебного процесса, который за счет активного использования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий должен обеспечивать достижение образовательных результатов. ИУМК должен : Ориентировать педагога на использование современных методов обучения и образовательных технологий, принципиально изменяющих образовательную среду, обеспечивать системное внедрение и активное использование ИКТ в учебном процессе ОУ. Инновационный учебно-методический комплекс (ИУМК)
При разработке ИУМК необходимо учитывать как существующие варианты технического оснащения образовательных учреждений, так и перспективные, предоставлять вариативные методики организации обучения. Требования к разработке ИУМК В качестве ИИСС могут рассматриваться следующие цифровые образовательные ресурсы: цифровые образовательные ресурсы, по одной или нескольким конкретным темам (разделам); учебные модули, которые помогли бы учащимся познакомиться с исследовательским аспектом определенной науки; специализированные энциклопедии; комплекты материалов, построенные по хронологическому принципу (ленты времени); виртуальные лаборатории или их циклы, моделирующие важнейшие изучаемые явления; сложные учебные интерактивные модели ИИСС может иметь следующую структуру: При разработке УМК необходимо руководствоваться определенными принципами. классические педагогические принципы, а именно: Научности;Доступности;Учебности;Наглядности;Систематичности и последовательности;Связи теории с практикой. При разработке УМК необходимо руководствоваться определенными принципами. И в тоже время приходится считаться с новыми принципами:Учетом психофизических особенностей обучаемых;Психологической и педагогической эргономичности;Функциональной полноты (открытая система);Приоритетности стратегии обучения (предъявление учебной информации, контроль…);Принципом мотивационной и активностной обеспеченности;Принципом универсальности применения (самостоятельная работа, инструмент преподавателя….)Принципом модульности построения.К этим принципам в последнее время добавляется и принцип унификации и стандартизации. Спасибо за внимание!