Презентация для родителей Адаптация детей к детскому саду


Родительское собрание: «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду»Педагог-психолог Баталова И.В.Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 Петроградского района Санкт-Петербурга ЧТО ТАКОЕ АДАПТАЦИЯ?Адаптация – это процесс:вхождения ребенка в коллектив сверстников (социальную группу);принятия ребенком норм, правил поведения в обществе; приспособления к условиям пребывания в ДОУАдаптация – это результат:формирования у ребенка самосознания, ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию;установления адекватных связей с окружающими людьми и взаимодействие с ними (сверстниками, взрослыми, родителями). КАКОЙ МОЖЕТ БЫТЬ РЕЗУЛЬТАТ АДАПТАЦИИ?Адаптированность — успешное фактическое приспособление ребенка, его высокий социальный статус, позитивное самоощущение, удовлетворенность собой и своей жизнью. Дезадаптация - психосоматические заболевания и нарушения поведения,протекает в трех формах:невротической (неврозы);агрессивно-протестной;капитулятивно-депрессивной. Значимость адаптации для формирования личности ребенкаМотивационные черты личности:Интересы;Цели и задачи;Потребности;Мотивы поведенияИнструментальные черты личности:Средства достижения целей;Средства удовлетворения потребностейСтиль личности:Характер;Манеры поведения Какие психологические трудности могут возникнуть у детей в процессе адаптации?Адаптационный синдромПовышенная тревожность;Страх разлуки с родителями;Повышенная утомляемость;Негативные эмоциональные переживания;Неготовность к новым формам поведения и общения;Регресс в речевом развитии поведении, игровой деятельности Трудности в адаптации могут возникнуть не у всех детей! Способность детей входить в новые условия жизни, принимать их, существенно варьируется. Одни дети входят в коллектив сверстников легко и свободно, у других же такой переход вызывает значительные невротические и психосоматические осложнения.От чего зависит успешная адаптация к детскому саду? Что влияет на процесс адаптации детей к детскому саду?Функциональные возможности детского организма:Состояние здоровья;Заболеваемость и течение болезни;Уровень физического развития ребенкаСоциально-психологические возможности ребенка:Уровень нервно-психического развития ребенка;Уровень тревожности;Общительность;Социальная зрелость ребенкаСемейные отношения;Стиль воспитанияОбразователь-ная среда детского сада ВИДЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ ПО СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИЛЕГКАЯ АДАПТАЦИЯ: Временное нарушение сна (7-10 дней); Временное нарушение аппетита (7-10 дней); Неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.);Изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности;Функциональные нарушения практически не выраженыОсновные симптомы исчезают в течение 2-3-х недель АДАПТАЦИЯ СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ:сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40дней; речевая активность восстанавливается в течение 30-40 дней; эмоциональное состояние восстанавливается в течение 30 дней; двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней; взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается;функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция)все нарушения выражены более и длительно ТЯЖЕЛАЯ АДАПТАЦИЯ Сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка:Снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении);Резким нарушением сна;Возможны нарушения мочеиспускания, стула;Нарушено взаимодействие со сверстниками и взрослыми;Подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения); Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности; Возможна временная задержка в психическом развитии;Как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстниковПродолжается от 2-х до 6 месяцев Этапы адаптационного периода:I этап - подготовительныйЕго следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задачи:Сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям (расставание с мамой, дружелюбное общение). Играть в детский сад, проигрывая различные режимные моменты.Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности и самообслуживания.Адаптировать домашний ритм жизни к режиму детского сада.Подготовить малыша к дружелюбному общению с другими детьми.Чаще гулять на детских площадках с другими детьми. Не вмешивайтесь сразу в любой конфликт. Менять место прогулок.Ходить в гости, приглашать гостей к себе. Приучать ребенка проводить время не только с мамой, но и с другими родственниками, знакомыми. II этап – основной:Задачи:Создание положительного образа воспитателей. Родители должны стараться установить с воспитателями доброжелательные отношения. Воспитатели, узнавая ребенка, со слов родителей, смогут найти подход к ребенку значительно быстрее, а ребенок начнет доверять воспитателям, испытывая при этом чувство физической и психической защиты.Адаптировать время пребывания ребенка в детском саду с учетом его адаптационных возможностей, а не времени занятости родителей ОБЪЕКТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОКОНЧАНИЯ ПЕРИОДА АДАПТАЦИИ: СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ :При ярко выраженных отрицательных эмоциональных состояниях ребёнка целесообразно воздержаться от посещения детского сада на 2-3 дня. Расскажите родным и знакомым в присутствии ребёнка, что вы уже ходите в детский сад. Какой он молодец. Настраивайте ребенка на посещение садика, вызывайте эмоции любопытства и интереса;Не забывайте объяснить малышу, что вечером вы его обязательно заберете домой.Придумайте традицию – ритуал прощания (пожатия руки, поцелуй в носик, «Пока, скоро увидимся»).Расставание не следует затягивать, прощайтесь легко и быстро. Не вызывайте у ребёнка тревогу. Ваше спокойствие, уверенность, улыбка говорят малышу, что все в порядке и можно смело отправляться в группу. Постарайтесь пораньше забирать ребёнка из детского сада, он очень скучает. ОТ РОДИТЕЛЕЙ ВО МНОГОМ ЗАВИСИТ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ РЕБЁНКА !В период адаптации будьте терпимы к изменившемуся поведению ребёнка. Вы же понимаете, что он капризничает не потому, что «плохой», а из-за того, что ему пока трудно привыкнуть к новому помещению, детям, воспитателю, режиму. По утрам когда собираетесь в детский сад, старайтесь создавать спокойную, жизнерадостную атмосферу, с позитивным настроем обсуждайте предстоящий день. Тогда он точно будет удачным и для вас и для ребенка. Психологическое сопровождение детей в детском саду в период адаптацииДиагностика процесса адаптации детей к ДОУ (сентябрь –ноябрь);Диагностика результатов адаптации (декабрь);Консультации для родителей;Психологическое просвещение родителей (информация на сайте, на стенде);Игровые групповые развивающие занятия для всех детей в сенсорной комнате (весь период);Коррекционные групповые занятия для детей с тяжелой формой адаптации;Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия «Мама и малыш» по запросу родителей. Сенсорная комната Спасибо за внимание!