Презентация Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ
«Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику» Подготовила: Поддубная Анна Сергеевна, социальный педагог Казенное учреждение ХМАО –Югры«Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа» Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) – новая специальность в образовании, это наставник, посредник, человек, который научит самостоятельно решать проблемы (переводить их в задачи). Тьюторство – практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности. Нормативные акты, регламентирующие деятельность тьютора -Приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. № 216-н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под № 11731 и № 11725 соответственно. - Приказ № 593 Минздравсоцразвития России от 14.08.2009 (квалификационная характеристика тьютора)-Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (приказ № 761н Миздравсоцразвития от 26.08.2010, зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. N 18638). Варианты сопровождения ребенка с ОВЗ B C A помощник-сопровождающий, ассистент педагог сопровождения специалист сопровождения Тьюторский функционал B C A Участие в работе педагогических советов, методических объединений Активное взаимодействие с родителями (законными представителями) Организация взаимодействия обучающего с учителями Индивидуальная работа с обучающими ОВЗ Организация индивидуальных и групповых консультаций Принципы тьюторской работы B C A Непрерывность Вариативность Индивидуальный подход Открытость Гибкость Ресурсная схема общего тьюторского действия(векторы тьюторского действия) B C A Культурно-предметный вектор Антропологический вектор Социальный вектор Характеристика тьютора B C A Ответственность Готовность к сотрудничеству Высокий уровень владения технологиями Мобильность Толерантность, тактичность Этапы тьюторского сопровождения
1. Диагностико-мотивационный 2. Проектировочный 3. Реализационный 4. Аналитический Взаимодействие тьютора и обучающего с ОВЗ B C A Следит за состоянием ребенка Координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку Формирует доверительные и эмоционально- насыщенные отношения Взаимодействие тьютора и учителя B C A Выстраивание взаимодействия: ребенок – учитель – тьютор - родители. Обсуждение возможных трудностей в работе с ребенком с ОВЗ Обсуждение целей и задач совместной работы Факторы успешности тьюторской деятельности B C A Наличие необходимых специалистов или договоренности о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ специалистами из Ресурсных центров Наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ (доступная среда) Психологическая готовность коллектива ОУ к инклюзии Картина взаимоотношений ребенка с ОВЗв школьной системе и роль тьютора в этом процессе Действия тьютора Ребенок с ОВЗ и учитель привлекает внимание ребенка к учителю: «Смотри на ….. (имя учителя), слушай…»; «Смотри на доску»; «Возьми ручку, пиши»; «Открывай учебник»; «Открывай дневник» и т.п. Ребенок с ОВЗ и тьютор следит за организацией рабочего пространства ученика;соотносит задания учителя с возможностями ученика;если ребенок не успевает полностью выполнить задание - определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание;если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию. Ребенок с ОВЗ и другие ученики наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключает к общению подопечного. Ребенок с ОВЗ и родители помогает подопечному в общении со своими родителями в условиях школы – помогает рассказать, что было в школе, познакомить с их с друзьями и т.п. Спасибо за внимание!