Тьюторское сопровождение одаренных детей в условиях гимназии
Программа тьюторского сопровождения одаренных детей в МОУ гимназии имени А.Л.Кекина г.Ростова Соколова О.Н., учитель русского языка, литературы, риторики и МХК Актуальность Разработка программы обусловлена рядом нормативных документов развития образования: «Концепция модернизации российского образования», «Федеральный государственный образовательный стандарт», «Федеральная программа «Развитие образования» до 2030 года». Наши плюсы и минусы Существование научного объединения гимназистовРазвитая система кружковой работыСистема элективов и факультативов Система выбора обучающимися предметов по предпрофильной подготовкеМодульное расширение в гимназических классахСильный и работоспособный педагогический коллективПроведение ежегодной научно-практической конференции и «Гимназического Олимпа»Качественная система работы краеведческой и естественно-научной направленностиВысокие баллы внешней экспертизы по учебной деятельностиМестонахождение Столетние традиции, связи с ВУЗами (гумшкола, МБШ, матшкола) Низкая мотивация обучающихсяСлабая работа психологической службыСредний учет запросов родителейНевозможность поменять выбор элективав течение годаНизкий процент участия гимназистов в олимпиадах, конкурсахНизкий процент качества участия гимназистов в региональных олимпиадах по гуманитарным и математическим дисциплинамНедостаточный учет выбора детей при формировании профильных классовРаннее «выгорание» одаренных детей из-за неумения расставлять приоритеты Цель программы Создание в школе условий для выявления, развития и поддержки детей, имеющих высокую мотивацию к обучению, обеспечение их личностной, социальной самореализации, профессионального определения Задачи Разработать нормативно-правовую базу для работы по сопровождению одаренных детейСкорректировать работу психологической службы гимназии Обеспечить методическую подготовку учителей по сопровождению одаренных детейСоздать базу одаренных детей гимназии Осуществить сбор информации по запросам участников образовательного процессаРазработать график мероприятий по сопровождению обучающихся, механизмы, необходимых для индивидуального сопровождения одаренных детей; предметные программ, отвечающих запросам детейРасширить методические материалы, создать единую гимназическую базу предметов (курсов) по выборуРегулировать взаимодействие педагогов при работе над проектами Модель тьютора друг наставник советчик координатор учитель психолог регулировщик посредник Модель ученика Самостоятельность, умение делать выбор Оформление собственных интересов Опыт работы с различными ресурсами Опыт само-презентации и самооценки Умения анализировать и корректировать деятельность Проектные и исследовательские компетенции Опыт создания собственной образовательной траектории Способы развития способностей Ускорение Углубление Обогащение Проблематизация 1. Первичная диагностика и ее анализ Цель данного этапа – сбор первичной информации о запросах родителей и обучающихся (анкетирование), выяснение личностных качеств обучающихся (тестирование), заполнение карты интересов, выделение групп учащихся по видам одаренности 2. Подготовительный Педагогический коллектив гимназии, а также возможные системы дополнительного образования (в рамках Ростова – «Ферон», ЦВР, ФОК) готовят презентации для детей и родителей, рекламную информацию (наглядность). Занимаются отбором и созданием программ, учитывающих запросы учащихся. Это программы элективных предметов (рассчитанные на год и обязательные для посещения), элективных курсов (1 четверть),исследований и проектов (краткосрочных) перечень основных запланированных конкурсов областного и Всероссийского уровня 3. Организационный Разработка индивидуальной учебной программы, предоставление ресурсов (материальных, технических, информационных, кадровых и пр.) для реализации индивидуального образовательного маршрута по согласованному расписанию. Назначение кураторов по учебным направлениям.Составление индивидуальных учебных планов. Согласование расписания индивидуальных маршрутов, программ с администрацией гимназии. Создание межвозрастных и одновозрастных групп, объединенных одной проблематикой. Обучение (семинары) для задействованных в работе с детьми работников образовательных учреждений.Работа с родителями обучающихся. 4. Реализация Организация исследовательской работы, предоставляющей учащимся возможность выбора направления исследовательской работы, индивидуального темпа и способа продвижения в предмете Работа в разновозрастных группахСамообразованиеДистанционное обучениеПосещение учреждение ДОУчастие в конкурсных мероприятиях гимназического, областного, Всероссийского уровняРеализация дополнительных образовательных программ для подготовки участия одаренных детей в конкурсных мероприятиях федерального уровняОрганизация и проведение конкурсных мероприятий, олимпиад, конференций Создание личного презентационного портфолио 5. Анализ деятельности Организация тьюторской консультации по итогам презентации, на которой были представлены результаты работы обучающихся (в рамках гимназии минимальный отчет - гимназическая научно-практическая конференция).Анализ трудностей, возникших во время доклада, групповая рефлексия с целью получения каждым выступающим обратной связи от аудиторий Механизм реализации программы Тьюторское сопровождение предполагается после уроков. Все индивидуальные образовательные маршруты согласуются с администрацией и составляются в соответствии с годовым учебным планом.Корректировка маршрутов происходит с участием тьютора по личному заявлению обучающегося. За продвижение учащихся по ИОМ отвечает тьютор.