Изучение мотивации к школьному обучению учащихся начальных классов.
Исследовательская работа на тему:«Влияние мотивации учения на уровень образованности младших школьников» Провела педагог-психолог Л. В. Самаринаг.Рязань 2015 г Актуальность - в связи с введением ФГОС формирование учебной мотивации учащихся выходит на первый уровень. Цель: выявление взаимосвязи между уровнем мотивации учения младших школьников и уровнем их образованности. Гипотеза исследования: если учитель начальных классов в своей работе будет использовать методы стимулирования мотивации учения, то это в свою очередь будет способствовать повышению уровня образованности младших школьников.Задачи исследования:1. Изучить проблемы формирования мотивации учения в педагогике и психологии, раскрыть понятие мотивации и теоретические основы ее влияния на уровень образованности младших школьников.2.Подобрать диагностические методики, с помощью которых можно оценить уровень мотивации.3.Выявить влияние мотивации учения на уровень образованности младших школьников.4.Разработать практические рекомендации, направленные на стимулирование мотивации учения младших школьников в образовательном процессе. Мотивация - совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы, формы и степень активности деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Методики исследования:1.Методика «Мотивы учения» М.Р. Гинзбург для определения видов мотивации учения.2.Анкета оценки уровня школьной мотивации Лускановой Н.Г. Результаты диагностики уровня мотивации учения учащихся.Экспериментальный класс. Уровеньмотивации Количествоучащихся % высокий 2 8,3% средний 16 66,6 % низкий 6 25% итого 24 Контрольный класс Уровеньмотивации Количествоучащихся % высокий 2 8,3% средний 17 70,8 % низкий 5 20,8% итого 24 Среднее значение данных уровня развития мотивации. Сравнение полученных данных. Экспериментальный класс Контрольный класс 8,3% 66,6% 25% 8,3% 70,8% 20,8% Успеваемость учащихся за вторую четверть: Успеваемость Экспериментальныйкласс Контрольный класс Учатся на «отлично» 2 3 Учатся без «троек» 13 14 Учатся с «тройками» 9 7 Учатся с «двойками» - - Итого: 24 24 Таким образом, качественная успеваемость в экспериментальном классе составила 62,5 %, в контрольном классе 70,8%.Разница между значениями составила 8,3 %, то есть в контрольном классе она выше, чем в экспериментальном.Сопоставив результаты, полученные при исследовании мотивации учащихся с уровнем их успеваемости, мы заметили, что учащиеся имеющие высокий уровень мотивации учатся на «отлично» - 2 человека.Средний уровень мотивации — без «троек» - 3 человека, с «тройками» - 3 человека.С низким уровнем мотивации с «тройками» учится — 6 человек. Таким образом, мы выявили, что средний и низкий уровень мотивации, носящий внешний характер и негативное отношение к школе отмечен в основном у школьников, которые учатся на «3».Поэтому, мы можем сделать первичные выводы о том, что мотивация учения младших школьников, имеет непосредственное влияние на уровень их образованности, а именно успеваемости, хотя возможно и не является главным фактором ее формирования. Формирующий этап. 1. Добавление в структуру урока приемов, активизирующих мыслительную деятельность и познавательный интерес. Эмоциональный блок Мотивационно-целевой блок Познавательный блок2. Организация и проведение развивающих занятий с детьми. Контрольный эксперимент.Результаты диагностики уровня мотивации учения учащихся.Экспериментальный класс. Уровеньмотивации Количествоучащихся % высокий 4 16,6 % средний 17 70,8 % низкий 3 12,5% итого 24 Контрольный класс Уровеньмотивации Количествоучащихся % высокий 2 8,3% средний 17 70,8 % низкий 5 20,8% итого 24 Сравнение результатов уровня мотивации учащихся до и после эксперимента. Сравнение результатов уровня мотивации до и после эксперимента. Успеваемость учащихся за четвертую четверть: Успеваемость Экспериментальныйкласс Контрольный класс Учатся на «отлично» 2 3 Учатся без «троек» 18 14 Учатся с «тройками» 4 7 Учатся с «двойками» - - Итого: 24 24 Сравнение качественной успеваемости до и после эксперимента. В экспериментальном классе качественная успеваемость выросла на 20,8%, в контрольном классе осталась без изменений. 62,5% 70,8% 83,3% 70,8%