Презентация для воспитателей детского сада на тему Виды речевых нарушений и причины их возникновения


учитель – логопедМАДОУ «Мальвина» Мацкевич Н. В. Виды речевых нарушений и причины их возникновения Нарушение речи определяется отклонением речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде. Возникнув, речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а закрепляются, не соответствуют возрасту говорящего, требуют того или иного логопедического вмешательства. Неправильная речь ребенка может отражаться на его дальнейшем развитии, задерживая и искажая его, может затруднять обучение в школе. Клинико – педагогическая классификацияНарушение устной речи фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речиструктурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями речиНарушение письменной речидислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного. дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений. Нарушения устной речи(расстройство фонационного оформления высказывания)Дисфония (афония)БрадилалияТахилалияЗаиканиеДислалияДизартрияРинолалия Нарушения устной речи(нарушения структурно – семантического (внутреннего) оформления высказывания)Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка Афазия – полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Психолого – педагогическая классификацияНарушения средств общения:Фонетическое недоразвитие речи Фонетико – фонематическое недоразвитие речиОбщее недоразвитие речиНарушения в применении средств общения:Заикание Причины речевых нарушений:Органические (приводящие к нарушению механизмов в центральном или периферическом речевом аппаратеФункциональные (нарушающие нормальную работу речевого аппарата) В группу органических причин включают следующие неблагоприятные обстоятельства:1. Внутриутробная патология, приводящая к нарушению развития плода:внутриутробная гипоксия плода;вирусные заболевания, перенесённые матерью в период беременности;несовместимость крови матери и плода;нарушения сроков вынашивания плода;курение, приём алкоголя и наркотических веществ;приём лекарственных препаратов;профессиональные вредности;стрессовые состояния матери во время беременности. 2. Наследственная предрасположенность, генетические аномалии.3. Вредности родового периода:родовые травмы;асфиксия;малая масса тела новорожденного;низкий балл по шкале Апгар.4. Заболевания, перенесённые ребёнком в первые годы жизни:инфекционно – вирусные заболевания, нейроинфекции;травмы и ушибы головного мозга;травмы лицевого скелета;длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха. В группу функциональных нарушений включают факторы, которые приводят к нарушению речевого развития ребёнка под влиянием:1. Неблагоприятных социально – бытовых условий жизни ребёнка.2. Соматической ослабленности.3. Психологических травм.4. Подражания речи окружающих людей. Для правильного речевого развития и профилактики речевых нарушений у детей необходимо здоровое речевое окружение с самого рождения.Будьте другом и помощником ребёнку, вместе с ним совершенствуйте и свою речь!