Презентация к уроку литературы по творчеству А. Платонова. Рассказ Никита.
Андрей платоновичплатоновСведения из биографии.Рассказ «Никита»Учитель: Зимнович Н. В.МБОУ СОШ № 29Нижний Новгород
АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ (1899-1951)Один из его героев говорит: «А без меня народ неполный». И никому не приходит в голову не доверять этим словам или сомневаться в этой наивной простоте, которая составляет у Платонова приземленную, как бы сознательно не поднимающуюся над землей мудрость.В. Г. Распутин, «Литература спасет Россию»Но — должен сказать, что русских «молодых» читаю более охотно, даже с жадностью. Удивительное разнообразие типов у нас и хорошая дерзость. Понравились мне — за этот год — Андрей Платонов, Заяицкий, Фадеев, Олеша.Письмо М. Горького И. Вольфсону (1927)
Андрей Платонов был человеком неразговорчивым и грустным. Однажды литератор, имя которого забыто, настолько яростно убеждал его, будто сам он пишет не хуже, если не лучше, что ангельское терпение Платонова лопнуло: "Давайте условимся раз и навсегда, - воскликнул он: - вы пишете лучше. Лучше. Но только чернилами. А я пишу кровью".(1899— 1951)
Родился 1 сентября 1899 г. в Воронеже в семье слесаря железнодорожных мастерских Климентова .(В 20-х гг. XX в. писатель сменил свою фамилию на фамилию Платонов).Учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище.В 15 лет начал трудиться, чтобы поддержать семью. Был подсобным рабочим, литейщиком, слесарем и др.В 1918 г. Платонов поступил в Воронежский железнодорожный политехникум. В 1919 г. он участвовал в Гражданской войне в рядах Красной армии.Семья его жила на окраине Воронежа, в Ямской слободке. Семья была многодетной и очень бедной . Мальчиком Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил ходить на Задонский тракт и слушать рассказы странников о святых местах.
После окончания войны возвратился в Воронеж, стал студентом Политехнического института (окончил в 1926 г.).Первая брошюра Платонова «Электрификация» вышла в 1921 г. В 1926 г. Платонов переехал в Москву. В 1927 г. книга «Епифанские шлюзы» сделала писателя известным. В 1928 г. были изданы сборники «Луговые мастера» и «Сокровенный человек».Публикация в 1929 г. рассказа «Усомнившийся Макар» вызвала волну критики в адрес автора. В том же году был запрещён к печати роман «Чевенгур», и следующая книга Платонова появилась только через восемь лет. С 1928 г. он сотрудничал в журналах «Красная новь», «Новый мир», «Октябрь» и других, продолжал работать над прозаическими произведениями — повестями «Котлован», «Ювенильное море».
Публикация произведений Платонова была разрешена в годы Великой Отечественной войны, когда он был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда» и писал рассказы и очерки на военную тему.В 1946 г. после публикации рассказа «Семья Иванова» (более позднее название «Возвращение») Платонова вновь подвергли критике и перестали печатать. Первая после большого перерыва книга «Волшебное кольцо и другие сказки» была издана в 1954 г., уже после смерти автора.Умер 5 января 1951 г. в Москве, находясь в глубокой нужде.Платонова отличает трагически напряжённое восприятие «прекрасного и яростного мира», стремление проникнуть в «сокровенную» суть человека и глубинных социальных процессов. Его проза, поражающая музыкальностью, непривычная в своём гибком «косноязычии», оказала большое влияние на мировую литературу.
Главный герой рассказа – маленький мальчик НикитаРассказ А. Платонова«Никита» (1945)Сиротства человек не терпит, и оно – величайшее горе. А. Платонов Рассказ – небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.
Рано утром мать уходила со двора в поле на работу. А отца в семействе не было; отец давно ушел на главную работу — на войну, и не вернулся оттуда. Каждый день мать ожидала, что отец вернется, а его все не было и нет.В избе и на всем дворе оставался хозяином один Никита, пяти лет от роду.Вопросы для беседы:1. Какие чувства вы испытали, читая рассказ А. Платонова «Никита»?2. Приходилось ли вам оставаться в одиночестве дома на целый день?3. Ваше состояние было таким же, как у Никиты?4. Были ли у вас подобные встречи с окружающим миром?5. Какие проблемы поднимает автор в рассказе?
Неизвестные слова и Выражения в рассказе.Баня топилась по-черному – в бане нет трубы, дым во время топки выходит через открытые двери;Изба – деревянный крестьянский дом или внутреннее жилое помещение такого дома;Изгородь – ограда из жердей, кольев, прутьев;Колья, кол – короткий шест, заостренный с одного конца;Колхоз – коллективное хозяйство (объединение крестьян в сельском хозяйстве) или люди, состоящие в колхозе;Овин – строение для сушки снопов перед молотьбой;Околица – окраина селения или в старину: изгородь вокруг деревни;Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах и в старинных городских домах; Трудодень – в СССР (в Советском Союзе, так называлось наше государство в 20 веке) –единица учёта труда в колхозе, определяющая долю каждого члена в доходах;
Баня по-черному
Изба
Изгородь
Сени
Околица
Овин
Работа на колхозном поле
План рассказа «никита»1. Мама уходит на работу (наказы матери, чувства Никиты). 2. Никита «живёт один» (окружение Никиты, его разговор с «тайными жителями»).3. Возвращение отца (встреча с отцом, разговор, работа).
1. Что вы узнали о семье Никиты?Никите пять лет, у него нет братьев и сестер Мать Никиты работает с раннего утра и до вечера Отец ушел на войну и “не вернулся оттуда” Дедушка и бабушка Никиты уже умерли. Когда мать уходит на работу, Никита остается за хозяина. 2. Кто или что окружает Никиту? Фантастические или реальные события происходят в рассказе?Живое воображение Никиты одухотворяет все, что его окружает. Все предметы в доме и во дворе представляются мальчику “тайными людьми”.
3. Как вы думаете, почему фантастические существа в начале рассказа такие злые и опасные?Никита очень одинок и не чувствует себя защищенным.4. Когда Никита начинает иначе воспринимать окружающий мир?Когда домой возвращается его отец, мир вокруг ребенка становится обыкновенным. 5. Как объяснил отец, почему Никита всех хочет “сделать живыми”?Отец считает, что у Никиты “доброе сердце”. 6. Почему отец считает, что Никита “останется добрым на весь свой долгий век?”Теперь мальчик защищен любовью родителей, их вниманием и заботой, и его смелость, находчивость, живое воображение служат во благо мира, а не во зло. Никита предлагает отцу: “Давай все трудом работать, и все живые будут”.
Основная мысль: быть добрым – значит быть нужным.Проблемы: добра и зла, каким быть.Состояние Никиты в течение дня: одиночество, страх, добро.Человек (и взрослый и ребёнок) преображает мир своими добрыми делами – вот истина жизни, которую понял главный герой рассказа А. Платонова.Заслуга Андрея Платонова в том, что он показал мир глазами пятилетнего ребенка. Это живой мир, где в каждом предмете он видит живое существо. Мир враждебный, он пугает его, потому что, оказавшись дома один, не находит никого, кто бы защитил его. Но некоторые предметы мира напоминают ему о родных и близких: о дедушке, об отце, тогда легче становится герою, он чувствует защиту. Тяжело ребенку, если рядом нет взрослых. С ласковым, добрым, мудрым и заботливым отношением взрослых в мир детства входит доверие, уверенность в себе, знания и умения. Так с приходом отца Никита понял важную истину жизни.
«В характере Платонова были замечательные черты. Он, например, был совершенно чужд шаблона. Говорить с ним было наслаждением - мысли его, слова, отдельные выражения, доводы в споре отличались каким-то удивительным своеобразием, глубиной. Он был тонко, чудесно интеллигентен и умен так, как может быть интеллигентен и умен русский рабочий человек» . . В. Гроссман
http://www.bibliotekar.ru/pisateli/93.htmhttp://www.platonovfest.com/gallery2/137http://www.anypics.ru/download/14033/1920x1080/http://sochineniye.ru/tema-truda-v-rasskaze-platonova-nikita/http://yandex.ru/images/search?img_url=httphttp://www.proshkolu.ru/user/Olgas28/file/4457609/http://yandex.ru/yandsearch?texthttps://ru.wikipedia.