КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР» Технология группового тренинга как инструмент формирования социальной компетентности субъектов образовательного процесса


Технология группового тренинга как инструмент формирования социальной компетентности субъектов образовательного процессаКонкурсное задание Методический семинарКолчанова С.С., педагог-психолог МАОУ гимназия №1 г. ТюмениГородской конкурс профессионального мастерства «Педагог года – 2015»номинация «Педагог-психолог - 2015» 1относящихся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности; 3относящихся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.2относящихся к взаимодействию человека с другими людьми; Требования ФГОС ОООформирование компетентностейСоциальная компетентность проявляется в отсутствии противоречий между чувствами, мыслями и действиями личности, умении анализировать жизненные ситуации, и включать эти знания в схему регуляции собственного поведенияМетодический семинар номинация «Педагог- психолог- 2015» Социальная компетентность – это...Социализация Социальная компетентность = эффективное взаимодействиеЭмпатия Рефлексия Ролевая гибкостьОтветственность Методический семинар номинация «Педагог- психолог- 2015» организация групповой работы для создания ситуации партнёрства и взаимного уважения в учебном процессепредоставление возможности проживания разнообразных ролей для овладения нормами общения со сверстниками и взрослымисистематическое предложение заданий на выбор для накопления опыта осознанного выбораобязательное проведение различных видов рефлексии для овладения этим умением как механизмом развития самосознанияЗадачи развития социальной компетентности в образовательном процессеМетодический семинар номинация «Педагог- психолог- 2015»

Методологические основы тренингапсихологический тренинг —представляет собой форму обучения, присвоения новых навыков, открытия в себе иных психологических возможностей. обучающийся занимает в ней активную позицию, усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, дея­ния.Цели тренинговой работы могут быть весьма разнообразными, отражающими многосторонность происходящих процессов. Задачи — это всегда «промежуточные цели», т. е. те конкрет­ные проблемы, которые решаются на пути к достижению основ­ной цели.Эффективность тренинга может быть выражена всего в двух составляющих:1 ) в изменениях, происходящих с участниками;2) в удовлетворенности членов группы тренинга участием в ней, http://vachkov.ucoz.ru/Методический семинар номинация «Педагог- психолог- 2015» Методы Игровые методы Диалоговое обучениеТехники развития сенсорной чувствительности Медитативные техникиСтруктура Методологические основы тренингаМетодический семинар номинация «Педагог- психолог- 2015» Цели: создание условий для осознания подростками своих внутренних установок, комплексов, тормозящих личностное развитие, для развития навыков ответственного поведения, рефлексии, эмпатии. Психологическое содействие социальной адаптации подростков средствами психологического тренингаТренинг «Я- автор событий в своей жизни!»http://psy.1september.ru/view_article.php?ID=200900205Методический семинар номинация «Педагог- психолог- 2015» Трансформация жизненных установокХорошо выглядетьЯ прав!Не рискуй!Будь самим собой!Создавай отношения»Дай себе шанс!- эмпатия, - умение слушать, - сопереживать, - умение владеть собой,- доверие к людям, - уверенность в себе, - осознание своих собственных позиций,умение аргументировать и отстаивать свое мнение, соблюдая такт и уважительное отношение к оппоненту,- способность вступать в диалог и достойно вести его.Методический семинар номинация «Педагог- психолог- 2015»



Жизнь в группеОБРАЩАТЬСЯ ДРУГ К ДРУГУ ПО ИМЕНИ, НА «ТЫ»;НЕ РАЗГЛАШАТЬ ТО, ЧТО СЛУЧИЛОСЬ В ГРУППЕ;НЕ РАЗГОВАРИВАТЬ С СОСЕДОМ;ОТКЛЮЧИТЬ СРЕДСТВА МОБИЛЬНОЙ СВЯЗИ;ДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ ПЕРЕЖИВАНИЯМИ, ОПЫТОМ, ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ДРУГИМ ПОЛУЧАТЬ ОПЫТ И ДЕЛИТЬСЯ ИМ;БЫТЬ ВОВРЕМЯ;НЕ ОЦЕНИВАТЬ;НЕ ПЕРЕБИВАТЬ, НЕ ВЫКРИКИВАТЬ, ЕСЛИ ТЕБЯ ОБ ЭТОМ НЕ ПРОСЯТБЫТЬ ДИСЦИПЛИНИРОВАННЫМ И ОТВЕТСТВЕННЫМ;БЫТЬ «ЗДЕСЬ» И «СЕЙЧАС»;УЧАСТВОВАТЬ НА ВСЕ 100%;БЫТЬ ОТКРЫТЫМ, ИСКРЕННИМ, ДОВЕРЯЮЩИМ, СМОТРЕТЬ,ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ОЩУЩАТЬ, СОПЕРЕЖИВАТЬ, ПОДДЕРЖИВАТЬ;ГОВОРИТЬ ТОЛЬКО О СВОЁМ ОПЫТЕ И СВОИХ ПЕРЕЖИВАНИЯХ;ПОЗАБОТЬСЯ О СВОЁМ БАДДИ И ЕЩЁ О ДВУХ БАДДИ.Занятие начинается ТОЛЬКО при условии выполнения всеми участниками в полном объеме домашнего задания и присутствия 100%. Методический семинар номинация «Педагог- психолог- 2015» Жизненные целиУчастники произвольно делятся на группы по 5–6 человек. В группе роли распределяются каждый раз по-разному. Роли: 1-й ставит цель (каждый ее формулировал в своем домашнем задании) и определяет роли другим участникам, 2-й — его внутренний голос, 3–5-й участники — это обстоятельства, которые могут помешать в достижении цели (время, деньги, болезнь, люди, неуверенность и так далее).1-й участник декларирует свою цель, «внутренний голос» его поддерживает (стоит за спиной, держит за плечо, вселяет в него уверенность). Остальные участники, согласно своим ролям, должны помешать достижению цели. Задача 1-го участника: привести весомые доводы и «обезоружить» обстоятельства. Участники-обстоятельства сами принимают решения о своей ликвидации. Только в этом случае цель считается достигнутой. Методический семинар номинация «Педагог- психолог- 2015» Ожидаемый результат- установление дружеских и доверительных отношений в коллективе;- уважение личности каждого в группе;- сплочение группы,- ответственное поведение.Эффективность тренинга(Фрагмент) «Мне эти три дня помогли раскрыться, многое узнать ни только о себе, но и моих одноклассниках. Я рада, что у нас была возможность пообщаться и узнать друг друга получше…» «Если сравнивать первый и последний день тренинга, то это – небо и земля. Виден прогресс. Если в начале кто-то общался «по кучкам» или не здоровался, то после тренинга общаются, созваниваются, ладят…»  «…передо мной открылись такие черты моего характера, которые я не хотела принимать и не могла изменить. Сейчас я решила измениться в лучшую сторону.» «Тренинг – нужная и полезная вещь. Он помогает найти общий язык с людьми.» «Я болезненно переживала расформирование нашего класса, т.к. не могла свыкнуться с мыслью, что легендарного 9 А больше нет. На данный момент я поняла, что 10 А тоже хороший класс.» Методический семинар номинация «Педагог- психолог- 2015»



Статистические данные «Изучение структуры межличностных отношений» ( методика Богардуса)Методический семинар номинация «Педагог- психолог- 2015» Методический семинар номинация «Педагог- психолог- 2015» Детско-родительские отношения как фактор адаптации ребенка к школеМежду существующими у родителей переживаниями, ожиданиями, установками на успешное начало школьного обучения И реальной ситуацией школьного обучения.Между ожиданием большей самостоятельности ребенка И его реальными возможностями.Между ожиданием родителями от школы взять ответственность на себя за воспитание, заботу, помощь ребенку И по-прежнему актуальной потребностью ребенка в родительской любви.Между восприятием родителями школьной ситуации как стрессогенной, их собственными трудностями адаптации И ребенком, который нуждается в психологической поддержке.Разрешение противоречийМетодический семинар номинация «Педагог- психолог- 2015»


Тренинг гармоничных детско-родительских отношений «Первый раз в первый класс!»изменение неадекватности родительских позиций, гармонизация стиля воспитания, расширение осознанности мотивов воспитания в семье, оптимизация форм родительского воздействия в процессе воспитания детей,повышение родительской компетенции,формирование новых отношений родителей с детьми- первоклассниками, осознание себя родителем первоклассника, своей роли, сопричастности своей семье и процессам, происходящим в ней.профилактика дезадаптации первоклассников.а) психологическое просвещение - дать родителям знания о механизмах семейных систем, показать влияние их родительских семей на актуальную ситуацию в их собственной семье;б) обучение – дать определенную модель построения взаимоотношений с детьми и обучить родителей различным навыкам межличностного общения, необходимым для реализации этой модели; в) переориентация - самоисследование родительских позиций, развитие многомерности психологического видения детско-родительских и иных межличностных отношений, преодоление стереотипов, ригидных паттернов поведения.Цели:Задачи:Методический семинар номинация «Педагог- психолог- 2015»




ПсиходиагностикаГрупповая дискуссияМонолог, диалог, полилог участниковРолевая играДомашние заданияМетафораЭлементы психогимнастики, аутотренингаЛекционные приемыПриемы, методыМетодический семинар номинация «Педагог- психолог- 2015» деньТема занятияЦель1Введение.Родительские позиции и стили взаимодействия с детьми.- знакомство участников друг с другом и с правилами групповой работы;-осознание родительских установок, дифференциация их на «мешающие» и «помогающие» в процессе взаимодействия с ребенком;-обучение умению различать эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка.-обучение навыкам активного слушания.2Как мы воспитываем своих детей.Повышение самоуважения детей.- знакомство с содержанием и условиями благоприятного прохождения основных этапов формирования личности;-осознание своих невербальных и вербальных проявлений эго-состояния «Свинский родитель»- знакомство с концепцией эффективного и неэффективного одобрения, понятием неформального общения;-обучение навыкам поддержки, закрепление навыков активного слушания;-осознание роли ребенка в семейной структуре.3Переориентация контроля.Заключение - Родительский практикум.- осознание неэффективных самодолженствований родителей;- обучение методике передачи ребенку ответственности за свою жизнь. - отработка комплексного применения опыта, полученного в тренинге, для решения конкретных педагогических задач;- подведение итогов работы группы, осознание позитивных изменений в сфере детско-родительских взаимоотношений.Тематический план занятийМетодический семинар номинация «Педагог- психолог- 2015» ЭффективностьМетодический семинар номинация «Педагог- психолог- 2015» ЭффективностьЗона адаптацииМетодический семинар номинация «Педагог- психолог- 2015» Битянова М. Р. Система развивающей работы школьного психолога. Курс лекций. Лекция седьмая. Психологический тренинг как форма развивающей работы // Школьный психолог. 2004, №46.Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотех­ники. Глава 1.2; 1.3; 1.5. - М., 2000.Зайцева Т. В. Виды и цели тренинга в современной психологии // Зайцева Т. В. Теория психологического тренинга. — СПб.; М., 2002.Колчанова С.С. «Первый раз в первый класс!». Методические рекомендации.– Тюмень: МОУ ГИМЦ.-2008г.  Колчанова С.С. .«Я - автор событий в своей жизни!». Программа тренинга психологического содействия социальной адаптации подростков// Школьный психолог.– 2009. – №2. – с.37-39.Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование Спб., 2001, с. 229-238.Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психо­логический тренинг. — М., 1989.Тренинг // Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Кор-сини, А. Ауэрбаха. — СПб., 2003.Тренинг межличностных отношений. Тренинг руководителей. Тре­нинг социальных навыков // Психотерапевтическая энциклопе­дия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб., 1998.Пахальян В. Э. Групповой психологический тренинг: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. —224 с: ил.Список литературыhttp://Учительский.сайт/Колчанова-Светлана-Сергеевнаe- mail kolcsvetlana@yandex.ru Методический семинар номинация «Педагог- психолог- 2015»