Презентация по музыке о подвигах, о доблести, о славе
О подвигах, о доблести, о славе…Презентацию подготовили ученики 5 «А» класса Епифанов Иван, Красавин Михаил, Хохлов Алексей. Учитель Маркина Татьяна Васильевна
«Александр Невский». Кантата Сергея Прокофьева к фильму Сергея Эйзенштейна
Родился князь Александр 30 мая 1220 года в Переславле - Залесском. Прозвище « Невский » получил после победы над шведами в 1240 году (Невская битва). 5 апреля 1242 года произошло «Ледовое побоище» – битва с немецкими рыцарями. Одержав победу, русские заставили Ливонский орден запросить мира. Мирный договор был заключен в 1243 году.
Сергей Эйзенштейн - режиссёр фильма «Александр Невский». Фильм вышел на экраны кинотеатров страны в 1938 году. Это был рассказ о победе русского народа над иноземными захватчиками.
Музыку к фильму написал советский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев. Фильм имел колоссальный успех. Он натолкнул Прокофьева на мысль написать на материалах музыки к фильму кантату.
Кантата - вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра. Кантата «Александр Невский» написана на тексты поэта Владимира Луговского и самого композитора. Состав исполнителей: меццо-сопрано, смешанный хор, симфонический оркестр. В музыке Прокофьев отобразил героическую борьбу дружины князя с рыцарями-крестоносцами. В кантате воплотились лучшие черты творчества Прокофьева — универсальность стиля, способного с равной силой воплощать русские героические образы, проникновенную лирику, жесткие, механизированные образы захватчиков. Композитор сочетает живописно-изобразительные эпизоды с песенно-хоровыми сценами, близкими оперно-ораториальному стилю.
В кантате 7 частей:1. «Русь под игом монгольским»2. «Песня об Александре Невском»3. «Крестоносцы во Пскове»4. «Вставайте, люди русские»5. «Ледовое побоище»6. «Мертвое поле»7. «Въезд Александра во Псков»
«Русь под игом монгольским» — короткий симфонический пролог, вводящий в суровую атмосферу эпохи и событий. Господствуют архаические попевки с диковатым «всхлипывающим» форшлагом, с широко разведенными унисонами, звучащими у самых высоких и самых низких инструментов, создавая тем самым впечатление безмерной дали, огромных пространств.
«Песня об Александре Невском» - вторая часть кантаты - это начало событий, рассказ о недавней победе русских воинов над шведами: «А и было дело на Неве-реке». Помните слова Александра Невского: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет»? Это - основная мысль данной части. Величавая и строгая мелодия повторяет особенности древнерусских былин. Она похожа на старинные сказания. Текст и музыка выдержаны в эпическом духе. Вокальную партию исполняет унисонный хор - мужские голоса, дополненные альтами.
В части «Крестоносцы во Пскове» впервые сталкиваются противоборствующие образы. Жесткой, с резкими созвучиями, грозно звучащей тяжелой медью, суровым аскетическим хоралом и воинственными фанфарами характеристике врагов противопоставлены скорбные напевы и трепетная эмоциональность звучания струнных, воплощающие народное горе.
Боевой удалью и отвагой дышит основная мелодия хора «Вставайте, люди русские», рожденная русской народной песенностью. Это хоровая песня совершенно иного характера: не рассказ о минувших событиях, а призыв к бою за русскую землю. Во время Великой Отечественной войны хор «Вставайте, люди русские» часто звучал по радио, и фильм «Александр Невский» показывали на фронтах солдатам Красной Армии. Вставайте, люди русские, На славный бой, на смертный бой, Вставайте, люди вольные За нашу землю честную.
Центр кантаты — грандиозная картина «Ледового побоища».
Шестая часть - «Мертвое поле» - единственная в кантате сольная ария, которая имеет черты народного плача - причета. Она покоряет строгостью напева, глубиной и искренностью чувства. Это одна из самых лирических и скорбных страниц творчества Прокофьева. Окончена ледовая битва. Безмолвно и неподвижно ледяное поле, только огоньки факелов мелькают в темноте. Женщины разыскивают воинов, не вернувшихся с битвы. Я пойду по полю белому, Полечу по полю светлому. Поищу я славных соколов, Женихов моих - добрых молодцев.
«Въезд Александра Невского во Псков» - победно-патриотический финал - отличается яркой, праздничной оркестровкой, перезвоном колоколов, звучанием русских тем, появлявшихся ранее. Величественное звучание хора завершает кантату. На Руси большой, На Руси роднойНе бывать врагу!
Этой музыкой, ставшей главной участницей фильма о великой любви к Родине, о самоотверженной борьбе с жестокими захватчиками, о славной победе над врагом, Прокофьев предвещал победу народа в борьбе с фашистскими захватчиками. Сегодня эта музыка, сойдя с киноэкрана, живёт полноценной самостоятельной жизнью.
Спасибо за внимание