Презентация ЭТНОГРАФИЯ И МИФОЛОГИЯ ОСЕТИН.
ПОКРОВИТЕЛИЭТНОГРАФИЯ И МИФОЛОГИЯ ОСЕТИН
ДЗУАРДзуар – в осетинской мифологии божество , дух , святой . Как правило , покровитель родов ,селений , местностей ;в то же время он часто выступает и как аграрное божество , и как божество дарующее мальчиков . По представлениям осетин он принимает самые различные облики : человека , барана ,некого существа с большими светящими крыльями …
Святилища ,где совершаются жертвоприношения в честь тех или иных покровителей ,святых ,духов . Святилищами могут быть горы ,пещеры , рощи ,камни ,развалины древних церквей . По характеру распространения и давности происхождения Дзуры подразделяются на общеосетинские , ущельные ,общинные (общесельские) и фамильные.
ДЗУАРЫ ОБЩЕОСЕТИНСКИЕЭто покровители ,святые ,духи ,которые почитались всеми осетинами . Эти Дзуары являются ,как правило ,наиболее древними ,они широко отражены в осетинской мифологии в нартовских сказаниях ,народных сказках ,легендах и песнях.
ДЗУРЫ УЩЕЛЬНЫЕЭто святые ,почитавшиеся жителями отдельных ущелий или обществ .Найфат – место ,где находилось святилище покровителя рода (фамилии) или селения ; место проведения родовых и общесельских культовых пиршеств в честь своих покровителей - Дзуаров.
АВД ДЗУАРЫ В осетинской мифологии - одно из древнейших божеств, почитавшихся еще аланами. Авд дзуары сочетает в себе семь основных , наиболее почитаемых у осетин божеств – Афсати, Донбеттыр, Реком, Фалвара, Уастырджи, Уацилла, Тутыр. Отмечаются несколько иные сочетания имен семи божеств. Так , в Южной Осетии – Аларды, Таранджелос, Нырыбардуаг, Хисты дзуар, Хъуды майрам, Цыргъи дзуар. Согласно верованиям осетин, Авд дзуары живет на небе, но иногда появляется и на земле, но не в своем образе – образе небожителя, который в осетинской мифологии не описан, а в образе ярко светящейся птицы с большими крыльями. От него зависит урожай хлебных злаков, увеличение поголовья домашнего скота и его защита от болезней, благополучие людей.
УАСТЫРДЖИСАМОЕ ПОЧИТАЕМОЕ БОЖЕСТВО В ОСЕТИНСКОЙ МИФОЛОГИИ , ПОКРОВИТЕЛЬ МУЖЧИН , ПУТНИКОВ И ВОИНОВ .ДЛЯ ЖЕНЩИН ЕГО ИМЯ ПОД ЗАПРЕТОМ , ОНИ ЕГО НАЗЫВАЮТ ЛÆГТЫ ДЗУАР . ЕМУ ПОСВЯЩЕНО БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО СВЯТИЛИЩ . НИ ОДНО ОСЕТИНСКОЕ ЗАСТОЛЬЕ , НИ ОДНО ДОБРОЕ НАЧИНАНИЕ НЕ ОБХОДИТСЯ БЕЗ ОБРАЩЕНИЯ К УАСТЫРДЖИ С СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ , СЛУЧАЮ ПРОСЬБОЙ . ЕЖЕГОДНО В НОЯБРЕ , ПО ВСЕЙ ОСЕТИИ ШИРОКО И ТОРЖЕСТВЕННО ОТМЕЧАЕТСЯ ПРАЗДНИК В ЧЕСТЬ УАСТЫРДЖИ.
ÆФСАТИПОКРОВИТЕЛЬ БЛАГОРОДНЫХ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ И ОХОТНИКОВ . ИЗОБРАЖАЕТСЯ ГЛУБОКИМ СТАРИКОМ С ДЛИННОЙ БОРОДОЙ , СИДЯЩИМ НА ВЫСОКОЙ ГОРЕ , ОТКУДА НАБЛЮДАЕТ ЗА СВОИМИ НЕСМЕТНЫМИ СТАДАМИ . В ОТЛИЧИЕ ОТ ДРУГИХ ПОКРОВИТЕЛЕЙ НЕ ИМЕЛ СВОЕГО СВЯТИЛИЩА И В ЧЕСТЬ НЕГО НЕ УСТРАИВАЛИСЬ ПРАЗДНИКИ. ТЕМ НЕ МЕНЕЕ ,СЧИТАЛОСЬ , ЧТО ТОЛЬКО С ПОЗВОЛЕНИЯ ÆФСАТИ МОЖНО ВЫХОДИТЬ НА ОХОТУ.
УАЦИЛЛАОДИН ИЗ САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ БОЖЕСТВ - ГРОМОВЕРЖЕЦ , ПОКРОВИТЕЛЬ ХЛЕБНЫХ ЗЛАКОВ И УРОЖАЯ,ЧАСТО УПОМИНАЕТСЯ С ЭПИТЕТОМ «МОГУЩЕСТВЕННЫЙ». ПРАЗДНИК В ЧЕСТЬ УАЦИЛЛА ПОВСЕМЕСТНО ОТМЕЧАЕТСЯ В ИЮНЕ ,ПЕРЕД НАЧАЛОМ СЕНОКОСА И СОПРВОЖДАЕТСЯ ЩЕДРЫМИ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯМИ. УСТРАИВАЛИ ПРАЗДНИКИ В ЕГО ЧЕСТЬ И ВО ВРЕМЯ ЗАСУХИ И ДЛИТЕЛЬНОЙ НЕПОГОДЫ.В АЛАГИРСКОМ УЩЕЛЬЕ ПЕРЕД ПАХОТОЙ ПРАЗДНОВАЛСЯ ХОРЫ БОН , ПОСЛЕ СБОРА УРОЖАЯ В БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА ЩЕДРОСТЬ.
ФÆЛВÆРАПОКРОВИТЕЛЬ ДОМАШНЕГО СКОТА . ОН – САМОЕ КРОТКОЕ И ДОБРОЕ БОЖЕСТВО В ОСЕТИНСКОЙ МИФОЛОГИИ . ЧАСТО ИЗОБРАЖАЕТСЯ БЕЗ ЛЕВОГО ГЛАЗА , КОТОРЫЙ ЕМУ ВЫБИЛ ТУТЫР , ЧТОБЫ ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ СВОИМ ВОЛКАМ НЕЗАМЕТНО ПОДКРАДЫВАТЬСЯ С ЛЕВОЙ СТОРОНЫ К СТАДАМ , ОХРАНЯЕМЫМ ИМ . ПРАЗДНИК В ЧЕСТЬ НЕГО ОТМЕЧАЕТСЯ РАННЕЙ ВЕСНОЙ У ЕГО СВЯТИЛИЩ , ЗАПРЕЩАЛОСЬ ПРИНЕСЕНИЕ В ЖЕРТВУ ЖИВОТНЫХ.
ТУТЫРВЛАСТЕЛИН ВОЛКОВ . ОТ НЕГО ЗАВИСЕЛА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ , ДЛЯ ЧЕГО ОСЕТИНЫ ЕЖЕГОДНО УСТРАИВАЛИ ПРАЗДНИК , КОТОРОМУ ПРЕДШЕСТВОВАЛ СТРОГО СОБЛЮДАЕМЫЙ ПОСТ . ОТМЕЧАЛСЯ ЭТОТ ПРАЗДНИК В ПЕРВЫЕ ТРИ ДНЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА , ПРИГОТОВЛЕННЫЕ К ПРАЗДНИКУ КУШАНЬЯ И НАПИТКИ ДОЛЖНЫ БЫЛИ СЪЕДАТЬСЯ ТОЛЬКО ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ , ПРИ ЭТОМ МАЛЕНЬКИМ ДЕТЯМ НЕ ДАВАЛИ МЯСНОЙ И МОЛОЧНОЙ ПИЩИ. УНИКАЛЬНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ ПРАЗДНИКА БЫЛО ТО , ЧТО ЭТИ ТРИ ДНЯ БЫЛИ ИСКЛЮЧАЮЩИМИ КАКИЕ БЫ ТО ВРАЖДЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ; ЭТО БЫЛИ ДНИ КОГДА КРОВНИКИ МОГЛИ СИДЕТЬ ЗА ОДНИМ СТОЛОМ.
БАРАСТЫРВЛАДЫКА ЗАГРОБНОГО МИРА «СТРАНЫ МЁРТВЫХ». В СООТВЕТСВИИ С ЗЕМНЫМИ ДЕЯНИЯМИ ЛЮДЕЙ БАРАСТЫР ОТПРАВЛЯЕТ ИХ ЛИБО В РАЙ ,ЛИБО В АД.
БАРСÆГОБЛАДАТЕЛЬ ВСЕ СОКРУШАЮЩЕГО ОГНЕННОГО КОЛЕСА БАЛСАГА . ПО УКАЗАНИЮ СОЛНЦА ОТПРАВЛЯЕТ НА ЗЕМЛЮ СВОЁ ОГНЕННОЕ КОЛЕСО , КОТОРОЕ УБИВАЕТ ЗНАМЕНИТОГО НАРТА СОСЛАНА , ОСКОРБИВШЕГО ДОЧЬ СОЛНЦА.
ГÆТÆГПОКРОВИТЕЛЬ РЕК
ГАЛÆГОНПОКРОВИТЕЛЬ ВЕТРОВ , ЧАСТО УПОМИНАЕТСЯ С ЭПИТЕТОМ «НЕБЕСНЫЙ» . ЖИВЁТ В ОДИНОЧЕСТВЕ ВЫСОКО В ГОРАХ , ОТКУДА ПОСЫЛАЕТ БУРИ И МЕТЕЛИ . В ПЕРИОД ВЕЯНИЯ ЗЕРНА ОСЕТИНЫ ПРОСИЛИ ПОСЛАТЬ ХОРОШУЮ ПОГОДУ С ВЕТРОМ НУЖНОЙ ДЛЯ ВЕЯНИЯ ХЛЕБОВ СИЛЫ ,ЕСЛИ ЖЕ ВЕТРА НЕ БЫЛО , ТО В ЧЕСТЬ НЕГО РЕЗАЛИ КРАСНОГО ПЕТУХА – ЕДИНСТВЕННУЮ ЖЕРТВУ , КОТОРУЮ ПОВЕЛИТЕЛЬ ВЕТРОВ ПРИНИМАЛ ОТ ЛЮДЕЙ.
ДОНБЕТТЫРВЛАДЫКА ВОДНОГО ЦАРСТВА , ИЗОБРАЖАЕТСЯ В ВИДЕ ГРОЗНОГО МУЖЧИНЫ . ЕЖЕГОДНО ОСЕНЬЮ В СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ ОТМЕЧАЛСЯ ПРАЗДНИК В ЕГО ЧЕСТЬ , КОТОРЫЙ СЧИТАЛСЯ ТАКЖЕ ПОКРОВИТЕЛЕМ РЫБ . ПРАЗДНЕНСТВА ПРИХОДИЛИСЬ НА СУББОТУ СЛЕДУЮЩУЮ ПОСЛЕ ПАСХИ НЕДЕЛИ.
КУЫРДАЛÆГОННЕБЕСНЫЙ КУЗНЕЦ, ПОКРОВИТЕЛЬ КУЗНЕЦОВ , ИЗГОТОВЛЯЕТ БОЕВЫЕ ДОСПЕХИ , СНАРЯЖЕНИЕ , ПОДКОВЫВАЕТ КОНЕЙ . ИЗГОТОВИЛ ПЛУГ ДЛЯ НАРТОВ СЧИТАЛОСЬ , ЧТО МОЖЕТ ОБРУШИТЬ СВОЙ ГНЕВ НА ТЕХ , КТО НЕ ВЫДЕЛЯЕТ ДОЛИ С ОБЩЕСТВЕННЫХ ПИРШЕСТВ И ПОМИНОК ДЛЯ СЕЛЬСКИХ КУЗНЕЦОВ , А ТАКЖЕ КТО НЕ ПРОВОЗГЛАШАЕТ ТОСТ В ЧЕСТЬ НЕГО И ЗА ЗДОРОВЬЕ СЕЛЬСКИХ КУЗНЕЦОВ . СВЯТИЛИЩ НЕ ИМЕЕТ . В ЖЕРТВУ КУЫРДАЛÆГОНУ КУЗНЕЦЫ ПРИНОСИЛИ БАРАНА И ПРОСИЛИ ОБ УСПЕХАХ В РАБОТЕ .
САФАПОКРОВИТЕЛЬ ДОМАШНЕГО ОЧАГА , СОЗДАТЕЛЬ И ПОКРОВИТЕЛЬ НАДОЧАЖНОЙ ЦЕПИ – РÆХЫС , ПОДАРЕННОЙ ИМ ЛЮДЯМ И СЧИТАВШЕЙСЯ САМЫМ СВЯЩЕННЫМ ПРЕДМЕТОМ ОСЕТИНСКОГО ЖИЛИЩА . С ЕГО ИМЕНЕМ СВЯЗАН ЦЕЛЫЙ РЯД ОБРЯДОВ СЕМЕЙНОГО ЦИКЛА , АВДÆНБÆТТÆН ,ОБРЯД ПРОЩАНИЯ ВЫДАВАЕМОЙ ЗАМУЖ ДЕВУШКИ С ОТЧИМ ДОМОМ И ПРИОБЩЕНИЯ ЕЁ К ОЧАГУ МУЖА . С ИМЕНЕМ САФА И С НАДОЧАЖНОЙ ЦЕПЬЮ СВЯЗАНЫ И ДРУГИЕ ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ ОСЕТИНСКОГО ТРАДИЦИОННОГО БЫТ А: ПРИМИРЕНИЕ КРОВНИКОВ , ПРИНЕСЕНИЯ КЛЯТВЫ . КЛЯТВА , ДАННАЯ ИМЕНЕМ САФА СЧИТАЛАСЬ СВЯЩЕННОЙ .