Презентация ЭТНОГРАФИЯ И МИФОЛОГИЯ ОСЕТИН. 
    ПОКРОВИТЕЛИЭТНОГРАФИЯ И МИФОЛОГИЯ ОСЕТИН
            ДЗУАРДзуар – в осетинской мифологии   божество , дух , святой . Как правило , покровитель родов ,селений ,  местностей ;в то  же время он часто выступает и как аграрное божество , и как божество дарующее мальчиков .       По  представлениям осетин он принимает самые различные облики : человека , барана ,некого существа с большими светящими крыльями … 
Святилища ,где совершаются жертвоприношения в честь тех или  иных покровителей ,святых ,духов . Святилищами могут быть  горы ,пещеры , рощи ,камни ,развалины древних церквей . По характеру распространения и давности происхождения Дзуры подразделяются на общеосетинские , ущельные ,общинные (общесельские) и фамильные.  
    ДЗУАРЫ ОБЩЕОСЕТИНСКИЕЭто покровители ,святые ,духи ,которые почитались всеми осетинами . Эти Дзуары являются ,как правило ,наиболее древними ,они широко отражены в осетинской мифологии в нартовских сказаниях ,народных сказках ,легендах и песнях.
        ДЗУРЫ УЩЕЛЬНЫЕЭто святые ,почитавшиеся жителями отдельных ущелий или обществ .Найфат – место ,где находилось святилище покровителя рода  (фамилии) или селения ; место проведения родовых  и общесельских культовых пиршеств в честь своих покровителей -  Дзуаров. 
         АВД ДЗУАРЫ      В осетинской мифологии -  одно из древнейших божеств, почитавшихся еще аланами.  Авд дзуары сочетает в себе семь основных , наиболее почитаемых у осетин божеств – Афсати, Донбеттыр, Реком, Фалвара, Уастырджи, Уацилла,  Тутыр. Отмечаются несколько иные сочетания имен семи божеств. Так , в Южной Осетии – Аларды, Таранджелос, Нырыбардуаг, Хисты дзуар, Хъуды  майрам, Цыргъи дзуар. Согласно верованиям осетин, Авд дзуары живет на небе, но иногда появляется и на земле, но не в своем образе – образе небожителя, который в осетинской мифологии не описан, а в образе ярко светящейся птицы с большими крыльями. От него  зависит урожай хлебных злаков, увеличение поголовья домашнего скота и его защита от болезней, благополучие людей.
          УАСТЫРДЖИСАМОЕ  ПОЧИТАЕМОЕ БОЖЕСТВО  В  ОСЕТИНСКОЙ МИФОЛОГИИ , ПОКРОВИТЕЛЬ МУЖЧИН , ПУТНИКОВ И ВОИНОВ  .ДЛЯ  ЖЕНЩИН  ЕГО ИМЯ  ПОД ЗАПРЕТОМ , ОНИ ЕГО НАЗЫВАЮТ  ЛÆГТЫ  ДЗУАР . ЕМУ ПОСВЯЩЕНО  БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО  СВЯТИЛИЩ . НИ ОДНО  ОСЕТИНСКОЕ ЗАСТОЛЬЕ , НИ ОДНО ДОБРОЕ  НАЧИНАНИЕ НЕ  ОБХОДИТСЯ  БЕЗ ОБРАЩЕНИЯ  К  УАСТЫРДЖИ С СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ , СЛУЧАЮ ПРОСЬБОЙ . ЕЖЕГОДНО В НОЯБРЕ , ПО ВСЕЙ  ОСЕТИИ ШИРОКО  И  ТОРЖЕСТВЕННО ОТМЕЧАЕТСЯ  ПРАЗДНИК  В ЧЕСТЬ  УАСТЫРДЖИ.
            ÆФСАТИПОКРОВИТЕЛЬ  БЛАГОРОДНЫХ ДИКИХ  ЖИВОТНЫХ  И ОХОТНИКОВ . ИЗОБРАЖАЕТСЯ  ГЛУБОКИМ  СТАРИКОМ  С ДЛИННОЙ  БОРОДОЙ , СИДЯЩИМ НА  ВЫСОКОЙ   ГОРЕ ,  ОТКУДА  НАБЛЮДАЕТ  ЗА СВОИМИ  НЕСМЕТНЫМИ СТАДАМИ . В  ОТЛИЧИЕ  ОТ ДРУГИХ  ПОКРОВИТЕЛЕЙ  НЕ ИМЕЛ  СВОЕГО  СВЯТИЛИЩА  И   В  ЧЕСТЬ  НЕГО НЕ УСТРАИВАЛИСЬ ПРАЗДНИКИ.   ТЕМ НЕ МЕНЕЕ ,СЧИТАЛОСЬ , ЧТО  ТОЛЬКО С  ПОЗВОЛЕНИЯ ÆФСАТИ  МОЖНО  ВЫХОДИТЬ НА  ОХОТУ.
            УАЦИЛЛАОДИН ИЗ САМЫХ ПОПУЛЯРНЫХ  БОЖЕСТВ  - ГРОМОВЕРЖЕЦ , ПОКРОВИТЕЛЬ ХЛЕБНЫХ ЗЛАКОВ И УРОЖАЯ,ЧАСТО УПОМИНАЕТСЯ С ЭПИТЕТОМ «МОГУЩЕСТВЕННЫЙ». ПРАЗДНИК В ЧЕСТЬ УАЦИЛЛА ПОВСЕМЕСТНО ОТМЕЧАЕТСЯ В ИЮНЕ ,ПЕРЕД НАЧАЛОМ СЕНОКОСА  И СОПРВОЖДАЕТСЯ ЩЕДРЫМИ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯМИ. УСТРАИВАЛИ ПРАЗДНИКИ В ЕГО ЧЕСТЬ И ВО ВРЕМЯ ЗАСУХИ И ДЛИТЕЛЬНОЙ НЕПОГОДЫ.В АЛАГИРСКОМ  УЩЕЛЬЕ  ПЕРЕД ПАХОТОЙ ПРАЗДНОВАЛСЯ  ХОРЫ  БОН , ПОСЛЕ СБОРА УРОЖАЯ  В  БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА ЩЕДРОСТЬ.
            ФÆЛВÆРАПОКРОВИТЕЛЬ   ДОМАШНЕГО СКОТА . ОН –  САМОЕ  КРОТКОЕ И  ДОБРОЕ  БОЖЕСТВО  В ОСЕТИНСКОЙ МИФОЛОГИИ . ЧАСТО  ИЗОБРАЖАЕТСЯ  БЕЗ ЛЕВОГО  ГЛАЗА , КОТОРЫЙ  ЕМУ  ВЫБИЛ  ТУТЫР , ЧТОБЫ  ДАТЬ  ВОЗМОЖНОСТЬ  СВОИМ ВОЛКАМ  НЕЗАМЕТНО ПОДКРАДЫВАТЬСЯ  С  ЛЕВОЙ СТОРОНЫ  К  СТАДАМ , ОХРАНЯЕМЫМ  ИМ . ПРАЗДНИК В  ЧЕСТЬ  НЕГО  ОТМЕЧАЕТСЯ РАННЕЙ  ВЕСНОЙ  У  ЕГО СВЯТИЛИЩ  ,  ЗАПРЕЩАЛОСЬ ПРИНЕСЕНИЕ  В  ЖЕРТВУ ЖИВОТНЫХ. 
             ТУТЫРВЛАСТЕЛИН  ВОЛКОВ . ОТ  НЕГО ЗАВИСЕЛА  БЕЗОПАСНОСТЬ ДОМАШНИХ  ЖИВОТНЫХ , ДЛЯ  ЧЕГО ОСЕТИНЫ  ЕЖЕГОДНО  УСТРАИВАЛИ ПРАЗДНИК , КОТОРОМУ ПРЕДШЕСТВОВАЛ   СТРОГО СОБЛЮДАЕМЫЙ  ПОСТ . ОТМЕЧАЛСЯ ЭТОТ  ПРАЗДНИК  В  ПЕРВЫЕ  ТРИ  ДНЯ  ВЕЛИКОГО  ПОСТА , ПРИГОТОВЛЕННЫЕ  К  ПРАЗДНИКУ КУШАНЬЯ  И  НАПИТКИ  ДОЛЖНЫ БЫЛИ  СЪЕДАТЬСЯ   ТОЛЬКО ЧЛЕНАМИ  СЕМЬИ , ПРИ  ЭТОМ МАЛЕНЬКИМ  ДЕТЯМ НЕ  ДАВАЛИ МЯСНОЙ  И  МОЛОЧНОЙ  ПИЩИ. УНИКАЛЬНОЙ  ОСОБЕННОСТЬЮ ПРАЗДНИКА  БЫЛО  ТО , ЧТО  ЭТИ  ТРИ ДНЯ  БЫЛИ  ИСКЛЮЧАЮЩИМИ КАКИЕ   БЫ  ТО   ВРАЖДЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ; ЭТО  БЫЛИ  ДНИ  КОГДА КРОВНИКИ  МОГЛИ  СИДЕТЬ  ЗА ОДНИМ  СТОЛОМ.
           БАРАСТЫРВЛАДЫКА ЗАГРОБНОГО  МИРА   «СТРАНЫ МЁРТВЫХ».  В  СООТВЕТСВИИ  С ЗЕМНЫМИ ДЕЯНИЯМИ  ЛЮДЕЙ БАРАСТЫР ОТПРАВЛЯЕТ  ИХ ЛИБО В РАЙ  ,ЛИБО  В  АД. 
            БАРСÆГОБЛАДАТЕЛЬ  ВСЕ СОКРУШАЮЩЕГО  ОГНЕННОГО  КОЛЕСА  БАЛСАГА . ПО  УКАЗАНИЮ  СОЛНЦА ОТПРАВЛЯЕТ  НА ЗЕМЛЮ  СВОЁ ОГНЕННОЕ  КОЛЕСО , КОТОРОЕ  УБИВАЕТ ЗНАМЕНИТОГО НАРТА  СОСЛАНА , ОСКОРБИВШЕГО ДОЧЬ  СОЛНЦА.
             ГÆТÆГПОКРОВИТЕЛЬ РЕК
            ГАЛÆГОНПОКРОВИТЕЛЬ  ВЕТРОВ  , ЧАСТО  УПОМИНАЕТСЯ  С ЭПИТЕТОМ «НЕБЕСНЫЙ» . ЖИВЁТ  В  ОДИНОЧЕСТВЕ ВЫСОКО В  ГОРАХ , ОТКУДА ПОСЫЛАЕТ  БУРИ  И МЕТЕЛИ . В ПЕРИОД  ВЕЯНИЯ  ЗЕРНА ОСЕТИНЫ  ПРОСИЛИ  ПОСЛАТЬ  ХОРОШУЮ  ПОГОДУ  С  ВЕТРОМ НУЖНОЙ  ДЛЯ  ВЕЯНИЯ ХЛЕБОВ  СИЛЫ ,ЕСЛИ  ЖЕ  ВЕТРА  НЕ  БЫЛО , ТО В ЧЕСТЬ НЕГО   РЕЗАЛИ   КРАСНОГО ПЕТУХА – ЕДИНСТВЕННУЮ  ЖЕРТВУ , КОТОРУЮ  ПОВЕЛИТЕЛЬ  ВЕТРОВ  ПРИНИМАЛ   ОТ ЛЮДЕЙ.
           ДОНБЕТТЫРВЛАДЫКА   ВОДНОГО ЦАРСТВА , ИЗОБРАЖАЕТСЯ  В  ВИДЕ  ГРОЗНОГО МУЖЧИНЫ . ЕЖЕГОДНО ОСЕНЬЮ  В  СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ  ОТМЕЧАЛСЯ ПРАЗДНИК  В  ЕГО  ЧЕСТЬ  , КОТОРЫЙ СЧИТАЛСЯ  ТАКЖЕ ПОКРОВИТЕЛЕМ РЫБ . ПРАЗДНЕНСТВА ПРИХОДИЛИСЬ  НА СУББОТУ  СЛЕДУЮЩУЮ ПОСЛЕ  ПАСХИ   НЕДЕЛИ.
          КУЫРДАЛÆГОННЕБЕСНЫЙ  КУЗНЕЦ, ПОКРОВИТЕЛЬ  КУЗНЕЦОВ , ИЗГОТОВЛЯЕТ  БОЕВЫЕ ДОСПЕХИ , СНАРЯЖЕНИЕ , ПОДКОВЫВАЕТ  КОНЕЙ . ИЗГОТОВИЛ  ПЛУГ  ДЛЯ  НАРТОВ СЧИТАЛОСЬ , ЧТО  МОЖЕТ ОБРУШИТЬ  СВОЙ ГНЕВ  НА ТЕХ , КТО  НЕ ВЫДЕЛЯЕТ  ДОЛИ  С ОБЩЕСТВЕННЫХ  ПИРШЕСТВ И ПОМИНОК  ДЛЯ  СЕЛЬСКИХ КУЗНЕЦОВ , А  ТАКЖЕ  КТО НЕ ПРОВОЗГЛАШАЕТ  ТОСТ  В  ЧЕСТЬ  НЕГО  И  ЗА  ЗДОРОВЬЕ СЕЛЬСКИХ  КУЗНЕЦОВ   . СВЯТИЛИЩ  НЕ  ИМЕЕТ . В ЖЕРТВУ  КУЫРДАЛÆГОНУ КУЗНЕЦЫ  ПРИНОСИЛИ  БАРАНА И  ПРОСИЛИ  ОБ  УСПЕХАХ  В РАБОТЕ .
             САФАПОКРОВИТЕЛЬ  ДОМАШНЕГО  ОЧАГА , СОЗДАТЕЛЬ  И  ПОКРОВИТЕЛЬ НАДОЧАЖНОЙ  ЦЕПИ  –  РÆХЫС , ПОДАРЕННОЙ  ИМ  ЛЮДЯМ  И СЧИТАВШЕЙСЯ  САМЫМ   СВЯЩЕННЫМ ПРЕДМЕТОМ   ОСЕТИНСКОГО ЖИЛИЩА  . С  ЕГО  ИМЕНЕМ  СВЯЗАН  ЦЕЛЫЙ  РЯД  ОБРЯДОВ  СЕМЕЙНОГО ЦИКЛА , АВДÆНБÆТТÆН  ,ОБРЯД ПРОЩАНИЯ  ВЫДАВАЕМОЙ   ЗАМУЖ ДЕВУШКИ С  ОТЧИМ  ДОМОМ  И ПРИОБЩЕНИЯ  ЕЁ  К  ОЧАГУ  МУЖА . С ИМЕНЕМ  САФА   И  С  НАДОЧАЖНОЙ ЦЕПЬЮ  СВЯЗАНЫ  И  ДРУГИЕ ОБЫЧАИ  И  ОБРЯДЫ  ОСЕТИНСКОГО ТРАДИЦИОННОГО  БЫТ А: ПРИМИРЕНИЕ КРОВНИКОВ , ПРИНЕСЕНИЯ  КЛЯТВЫ  . КЛЯТВА , ДАННАЯ   ИМЕНЕМ  САФА  СЧИТАЛАСЬ СВЯЩЕННОЙ .