«Роль учителя в создании условий для саморазвития младшего школьника в процессе проектно-исследовательской деятельности.»
«Роль учителя в создании условий для саморазвития младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности.» Составила: учитель начальных классовПономаренко Анна Валериевна Саморазвитие – это умственное или физическое развитие человека путём занятий, упражнений, развитие собственными силами, это процесс всестороннего развития личности с помощью самостоятельного применения полученной и изученной информации. Задачи учителя: взаимодействовать со средой, в которой растет ребенок и, став взрослым, мог занять достойное место в обществе;дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор;необходимо создать условия для самостоятельной работы детей, для активной мыслительной деятельности, которую он должен стимулировать. Постулаты педагогической поддердки: личность является субъектом познавательной и творческой активности, отсюда – приоритет индивидуальности, самоценности, самобытности школьника; выявление субъективного опыта каждого учащегося, фиксирование складывающихся способов учебной и творческой деятельности; сотрудничество педагога и школьника, направленное на обменопытом деятельности, которое приводит к творческому росту ребенка. В ходе работы над проектом учителю следует: помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей;способствовать созданию творческой рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе;поощрять творческие проявления учащегося к поиску;избегать негативных оценок, чтобы дети не боялись допустить ошибку, направлять и поддерживать их творческие порывы. Как учитель может создавать условия для саморазвития учащихся в ходе проектной деятельности? «Погружение в проект» учитель знакомит с замыслом; формулирует проблему проекта, сюжетную ситуацию, цели и задачи; мотивирует учащихся. «Организация деятельности» учитель организует деятельность;предлагает спланировать работу по решению задач проекта, возможные формы презентации;вовлекает родителей в проект. «Осуществление деятельности» учитель подбирает материал к урокам, связанный с темой проекта;осуществляет, с помощью ответственных, контроль за подбором материала;консультирует учеников о предстоящей презентациюи . «Реализация проекта» подразумевает самостоятельность учащихся. «Оценки результатов и процесса проектной деятельности» обобщает полученные результаты;подводит итоги обучения; акцентирует внимание на воспитательном моменте: умение работать индивидуально, в парах, в группах на общий результат; организует коллективное обсуждение, на котором школьники и педагог отмечают, чьи именно работы и выступления показались более удачными, выявляют способы совершенствования деятельности. Педагог-помощник консультирует;мотивирует;помогает;наблюдает. Роль учителя начальных классов заключается в том, чтобы не готовыми ответами, а вопросами научить ребёнка осваивать мир через учебную деятельность. «Я сам осваиваю мир» - это импульс к развитию. Учитель!Будь солнцем излучающим человеческое тепло;Будь благодатной почвой для развития человеческих чувств;Сей знания не только в памяти и сознании своих учеников,Но, в первую очередь, в их душах и сердцах.Ш. Амонашвили