Презентация по теме Влияние погодных условий на здоровье участников учебного процесса в МКОУ Чулымский лицей


Влияние погодных условий на участников учебного процесса в МКОУ Чулымский лицей.Авторы:Васяева Юлия,Кутовенко Сергей,Тарало АлександраМКОУ Чулымский лицей, 7 «а» класс.Научный руководитель:ЧерненкоЛада Николаевна учитель георафии МКОУ Чулымский лицейЧулым-2017 3 муниципальная научно-практическая конференция школьников среднего звена «Каледоскоп талантов» Секция «Здоровье и безопасность человека» Погода имеет большое значение в человеческой жизни. С развитием цивилизации зависимость человека от погоды не уменьшается, а наоборот увеличивается. Человек, стал не только материально очень зависим от неё, но и физически более чувствителен к её изменениям. Актуальность темы Быть здоровым необходимо в современном мире. Здоровье — это главное богатство. Только здоровый человек может получать удовольствие от жизни, хорошо учиться, работать и быть счастливым. А это актуально во все времена! Ответ на вопрос: "От чего может зависеть наше здоровье и как его сберечь?" можно найти в данной работе.Актуальность темы исследование и выявление взаимосвязи между характеристиками погоды и здоровьем лицеистов, построением учебного процесса в Чулымском лицее.Цель: изучить литературу о влиянии погодных условий на здоровье людей,-проследить за характеристиками погоды в течении исследуемого периода по календарям наблюдения и данным Чулымской метеостанции,-проанализировать полученные в ходе исследования результаты,-провести социологический опрос, интервью в лицее, в ЦРБ.-на основе сопоставления фактов, сделать выводы о наличии взаимосвязи между характеристиками погоды, здоровьем и учебным процессом в Чулымском лицее.Задачи: анализ литературы, социологический опрос, статистический, сравнительный анализ, метод сопоставления фактов, метод построения графиков.Методы исследования: письменные источники (календари наблюдения, статистические данные погоды Чулымской метеостанции), устные рассказы, материалы социологических опросов и интервью.Источники исследования: заключается в том, что виновником ухудшения нашего здоровья и многочисленных пропусков учебных занятий являются погодные условия.Гипотеза исследования является степень влияния погодных условий на здоровье лицеистов и учебный процесс в Чулымском лицее.Предметом исследования погода в г.Чулыме, Новосибирской области.Объект исследования: Анализ изменения погодных условий в г.Чулыме в осенне-зимний период. Анализ изменения погодных условий в г.Чулыме в осенне-зимний период. Анализ изменения погодных условий в г.Чулыме в осенне-зимний период. Анализ изменения погодных условий в г.Чулыме в осенне-зимний период. Анализ изменения погодных условий в г.Чулыме в осенне-зимний период. Анализ изменения погодных условий в г.Чулыме в осенне-зимний период. Анализ изменения погодных условий в г.Чулыме в осенне-зимний период. Максимальная температура воздуха +28 градусовМинимальная температура воздуха -35 градусовАмплитуда температур 63 градусаАмплитуда температуры воздуха за осенне-зимний период 2016-2017 учебного года {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}месяцВид атмосферных осадковКоличество дней с атмосферными осадкамисентябрьДождь, град2октябрьснег11ноябрьснег12декабрьСнег,дождь17,1январьснег18февраль7За весь период68. Количество дней с атмосферными осадками в осенне-зимний период 2016-2017 у.г. Многие знают, что перемены погодных условий влияют на самочувствие достаточно многих людей. Чаще всего это происходит из-за изменений в атмосферном давлении. В данный период у человека наблюдается вялое состояние, сонливость, снижение работоспособности, мучает головная боль, болят суставы, часты случаи заболевания ОРВИКак погодные условия влияют на здоровье лицеистов, учителей и учебный процесс в МКОУ Чулымский лицей {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Классы, учителяКоличество пропущенных дней учебных занятийКоличество больных ОРВИ7 «а» 6581022316учителя579Заболеваемость ОРВИ обучающихся 7 «а» и 10 классов, педагогов за осенне-зимний период 2016-2017 учебного года. Диаграмма «Пропуски учебных занятий по заболеваемости ОРВИ обучающихся 7 «а», 10 классов и учителей ( дни) Диаграмма «Количество больных ОРВИ (человек) По данным анкеты мы выяснили, что большинство респондентов реагируют на изменения погодных условий. Из 67 участников анкеты (22 обучающихся 7 «а» класса, 29 обучающихся 10 класса и 16 учителей в возрасте от 12 до 62 лет соответственно) - 42 человека так или иначе чувствуют изменения погоды. Большинство участников анкеты -34 человека, склонны соотнести самочувствие с переменами погоды. Они отметили, что часто болели простудными заболеваниями 24 ученика (8человек из 7 «а» класса и 16 человек из 10 класса, 9 учителей), 28 человек отметили частые головные боли, боли в суставах чувствовали 19 человек. Снижение работоспособности, усталость и пассивность были отмечены у 34 респондентов. Многие учителя реагировали на перепады атмосферного давления (8 человек). Почти все участники (56 человек) анкеты отметили ухудшение настроения в связи пасмурной, дождливой погодой, сильными ветрамиРезультаты анкетирования Результаты анкетирования: 1. Ваш возраст?Возраст:7класс: 12-13 лет ; 10 класс: 16-17 лет; учителя: 35-61 год. 2.Ваш пол? ("мужской", "женский")Женский пол-33 человека ; Мужской пол- 34 человека 3.Склонны ли Вы соотносить самочувствие с переменами погоды? («да», «нет», «не обращал внимания»)Да- 34 человека; Нет- 16 человек; не обращал внимания- 7 человек. 4.Есть ли взаимосвязь между самочувствием и атмосферным давлением? «затрудняюсь ответить», «они не зависят друг от друга», «скорее всего, это так», «определенно, взаимосвязь есть»)Затрудняюсь ответить- 2 человека; Они не зависят друг от друга- 7 человек; Скорее всего, это так- 15 человек; Определенно, взаимосвязь есть- 33 человека 5.В какую погоду вы чувствуете себя плохо (испытываете болезненные ощущения)? («в очень жаркую», «во влажно-прохладную», «при перепаде температуры», « при усилении ветра», « при изменении атмосферного давления»)В очень жаркую , во влажно-прохладную-4 человека; При перепаде тепмпературы-18 человек; При перепаде атмосферного давления-21человек; При усилении ветра-14 человек. 6.В чём проявляется дискомфорт и болезненные ощущения? («головная боль», «усталость», «резкий перепад настроения», «боль в костях и суставах», «пассивность», «повышенная температура», «кашель», «изменение артериального давления» )Головная боль- 28 человек; Усталость- 34 человека; Резкий перепад настроения – 43 человека; Боль в костях и в суставах – 19 человек; Пассивность – 11 человек; Повышенная температура – 6 человек ; Кашель – 2 человека; Изменение артериального давления – 17 человек.; 7.Как часто Вы пропускаете учебные занятия? (часто, иногда, никогда)Часто- 24 человека; Иногда-33 человека; Никогда – 10 человек. 8.Причина пропусков (по болезни, по другой уважительной причине, без уважительной причины)По болезни- 46 человек; По другой уважительной причине – 19 человек; Без уважительной причины – 2 человека 9.Знаете ли Вы, что такое «метеозависимость»? («да», «нет»)Да-51человек; Нет-6 человек 10.Считаете ли Вы себя метеозависимым человеком? («да», «нет»)Да-36 человек; Нет-21 человек; По данным анкеты можно сделать вывод, что на изменения погоды, в большей степени, реагируют люди старшей возрастной группы (старше 40 лет). Десятиклассники в большинстве согласны с нашей гипотезой о влиянии погоды на здоровье, настроение и пропуски учебных занятий в ОУ. Обучающиеся среднего звена отмечают незначительные изменения здоровья в аномальные периоды погодных изменений. Так как возраст моих одноклассников еще маленький и многим из них понятие «метеозависимость» малоизвестно, то мне пришлось вести наблюдения за их поведением, настроением, работоспособностью и успеваемостью согласно моему дневнику наблюдений изменений в погоде. Вывод по данным анкеты Мы знаем, что погода ноября месяца удивляла нас своими капризами. Из интернета я узнал, что 21 ноября был днём магнитных бурь. Какая картина сложилась в нашем классе на этот день? Данные измерения артериального давления я занёс в таблицу. Результаты измерения артериального давления у обучающихся 7 «а» класса. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Лицеисты 7 «а» классаНорма(100/70;90/60)Ниже нормыВыше нормыДевочки (8 человек)215Мальчики (14 человек)617Всего: 22 лицеиста8212Результаты измерений артериального давления Колекционок ГалинеаВитальевна: «В период сильных морозов воспитанники и обучающиеся могут не посещать образовательные организации по следующим возрастным группам: обучающиеся 1-4 классов- при температуре -25 градусов и ниже; обучающиеся 5-9 классов- при температуре -30 градусов и ниже; обучающиеся 10-11 классов –при температуре ниже -35 градусов. Родители обучающихся вправе самостоятельно принимать решение о посещении школы их ребенком и под свою ответственность, сообщив об этом классному руководителю или в администрацию школы по телефону. Если такая информация не поступает, в таком случае уроки, пропущенные обучающимися из-за погодных условий, будут засчитаны, как пропуски по неуважительной причине.Как же погода повлияла на учебный процесс в нашем ОУ? В дни с неблагоприятными погодными условиями необходимо родителям обеспечить сопровождение детей начальных классов в школу и обратно домой. Несмотря на изменение погоды, связанных с сильными морозами учебный процесс в ОУ осуществляется в штатном режиме. В последующие дни учителями проводятся консультации для обучающихся, пропустивших занятия по уважительной причине».Как же погода повлияла на учебный процесс в нашем ОУ? Анализ журнала медицинских справок показал, что в осенне-зимний период многие обучающиеся лицея болели ОРВИ, бронхитом в дни с низкой температурой воздуха, резким перепадом температур. Эту зависимость можно проследить, сопоставив журнал пропусков по болезни и календарь погоды.В данный период исследований в лицее болели не только ученики, но педагоги. 9 учителей по причине болезни пропустили рабочие дни. Беседа с медицинским работником Старковой В.С Из беседы с Ольгой Викторовной мы узнали, что в лицее педагоги применяют в своей работе здоровьесберегающие технологии.Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе - это комплекс методов и условий максимально способствующий сохранению и укреплению физического, духовного и нравственного здоровья участников образовательного процесса. К ним можно отнести:Работа с социальным педагогом МКОУ Чулымский лицей Васяевой О.В 1.Условия обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания)2.Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями).3.Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка.4.Необходимо соблюдение рациональной организации двигательного режима.Здоровьесберегающие технологии метеозависимость – это зависимость физиологического состояния организма и его реакция на воздействие метеорологических (погодных) факторов (давления, напряженности магнитного поля и т. д.) и влияние этого состояния на его работоспособность, т.е. это не нормальная реакция организма на изменение погодных условий. Метеозависимость. Что это такое? Из интервью с врачом Чулымской ЦРБ Кутовенко А.А. : «Влияние погоды на самочувствие человека научно доказано:Перепады атмосферного давления вызывают скачки артериального давления, нарушая слаженную работу всего организма.Повышенную влажность воздуха плохо переносят люди, страдающие от астмы, сердечно - сосудистых заболеваний, кроме этого может появиться боль в суставах, сонливость, усталость, пониженная работоспособность..Что же является причиной метеозависимости? Порывы сильного ветра провоцируют появление кишечных колик, болей в желудке, бессонницы.Мороз может вызвать крапивницу, приступы затрудненного дыхания при астме, а при гипертонии — повышенное давление, боли в сердце.Магнитные бури могут стать причиной скачков давления, головных болей.Что же является причиной метеозависимости? - Накануне неблагоприятного погодного явления необходимо хорошо выспаться. -Утром в течение 15 минут следует сделать несколько физических упражнений, не перегружая дыхательную и сердечно- сосудистую системы.- После утренней зарядки по возможности принять контрастный душ.- В течение дня необходимо выделить примерно час для прогулки на свежем воздухе. Место для прогулок лучше всего выбирать вдали от оживленных улиц: в лесу, парке, на набережной.- При возникновении спастических реакций (повышение артериального давления) рекомендуется сделать массаж шейно-плечевого пояса, горчичные ванны для ног, поставить горчичник на затылок. В таких случаях хорошо помогают успокоительные препараты (настойка валерианы или пустырника) либо средства, понижающие давление.- Необходимо избегать переутомления.-Необходимо следить за своим здоровьем. При наличии хронического заболевания следует систематически посещать врача и выполнять все его рекомендации.-При резком понижении температуры воздуха надо тепло одеваться, принимать витаминные комплексы с микроэлементами. Пища в холодное время должна быть более калорийной, особенно это важно для детей. -При приближении теплого фронта хороший эффект дают физические упражнения, способствующие насыщению организма кислородом: ходьба, бег, прогулка на лыжах, дыхательная гимнастика, холодные обтирания. В рационе должны преобладать продукты, богатые аскорбиновой кислотой, калием, кальцием, железом, – молоко, рыба, фрукты. -Если в воздухе наблюдается дефицит кислорода, то необходимо по возможности снизить физические нагрузки, соизмеряя свою деятельность с природными ритмами. - Как можно чаще проветривать помещения для работы, досуга и сна.-К магнитной буре молодой и здоровый организм легко приспосабливается. Что же касается взрослых людей, особенно пожилых, то им желательно придерживаться следующих рекомендаций: не употреблять алкогольные напитки, не есть жирного и сладкого, есть больше фруктов и ягод (черную смородину, клюкву, чернику, вишню, лимон, абрикос, персик) в свежем или консервированном виде, исключить физические нагрузки и т.д. Общие рекомендации метеозависимым людям. При возникновении спастических реакций (повышение артериального давления) рекомендуется сделать массаж шейно-плечевого пояса, горчичные ванны для ног, поставить горчичник на затылок. В таких случаях хорошо помогают успокоительные препараты (настойка валерианы или пустырника) либо средства, понижающие давление.- Необходимо избегать переутомления.-Необходимо следить за своим здоровьем. При наличии хронического заболевания следует систематически посещать врача и выполнять все его рекомендации. Общие рекомендации метеозависимым людям. -При резком понижении температуры воздуха надо тепло одеваться, принимать витаминные комплексы с микроэлементами. Пища в холодное время должна быть более калорийной, особенно это важно для детей. Общие рекомендации метеозависимым людям. -Если в воздухе наблюдается дефицит кислорода, то необходимо по возможности снизить физические нагрузки, соизмеряя свою деятельность с природными ритмами. - Как можно чаще проветривать помещения для работы, досуга и сна.-К магнитной буре молодой и здоровый организм легко приспосабливается. Что же касается взрослых людей, особенно пожилых, то им желательно придерживаться следующих рекомендаций: не употреблять алкогольные напитки, не есть жирного и сладкого, есть больше фруктов и ягод (черную смородину, клюкву, чернику, вишню, лимон, абрикос, персик) в свежем или консервированном виде, исключить физические нагрузки и т.д.Общие рекомендации метеозависимым людям. Выводы:1.В осенне-зимний период 2016-2017 года на территории г.Чулыма наблюдалась аномалия погодных условий.2.За время наблюдения за погодой и сравнение данных с другими годами, мы отметили резкие перепады температуры воздуха, атмосферного давления, усиление ветра в отдельные дни, превышение нормы атмосферных осадков.Заключение. 3.Самочувствие абсолютного большинства респондентов отметили влияние погодных условий (чаще всего на резкие колебания температуры воздуха, атмосферного давления, усиления ветра и т.д.) на самочувствие, настроение и работоспособность.4. Именно в осенне-зимний период отмечено наибольшее количество пропусков учебного процесса по болезни, среди обучающихся и педагогов лицея.Выводы: 5.У большинства лицеистов и учителей был поставлен диагноз - ОРВИ, также отмечены другие изменения: боли в суставах, повышенное артериальное давление, головная боль, ухудшение общего самочувствия.6. Пасмурные дни с выпадением осадков (чаще моросящего дождя осенью) повлияли на настроение участников учебного процесса в Чулымском лицее.Выводы: 7.Наибольшее влияние погодных условий на самочувствие людей связано с возрастом и индивидуальной восприимчивостью организма.8. Можно с уверенность сказать, что у некоторых людей в нашем ОУ существует метеозависимость.9. Нельзя списывать все недуги на плохую погоду, поскольку невнимание к недомоганиям у людей с хроническими заболеваниями, как у пожилых, так и молодых может привести к осложнениям заболевания. Организм нужно тренировать и готовить к возможным изменениям погодных условий.Выводы: Гипотеза подтверждается, т.к. все чаще случаются техногенные и природные катаклизмы, влияющие на изменение климата, глобальное потепление и др. и в следствии с этим изменяющиеся климатические условия усложняют жизнь человека. Но предупрежден - значит вооружен. Зная  состояние своего здоровья, и отслеживая прогнозы погоды, каждый человек может провести профилактику и подготовить свой организм к переменам.Доказательство гипотезы В заключении своей работы советуем помогать своему организму жить в гармонии с природой,  и тогда только вы сможете почувствовать точно, как в песне поется, что «У природы нет плохой погоды».Мы желаем вам крепкого сибирского здоровья! Мы желаем вам крепкого сибирского здоровья!  СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!