Презентация к уроку литературы по рассказу А. И. Куприна Чудесный доктор (6 класс)


Урок литературы в 6 классепо рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»Автор презентации – Дубовик Ирина Васильевна,учитель русского языка и литературывысшей категории МБОУ г. Иркутска СОШ № 12 А. И. Куприн«Чудесный доктор» Слова умеют плакать и смеяться,Приказывать, молить и заклинать,И, словно сердце, кровью обливаться,И равнодушно холодом дышать.Призывом стать, и отзывом, и зовомСпособно слово, изменяя лад.И проклинают, и клянутся словом,Напутствуют, чернят, благословят Я. Козловский Сегодня к нам со словами напутствия, благословения на деятельное добро обращается замечательный писатель начала ХХ века Александр Иванович Куприн. Сегодняшний урок – урок вдумчивого чтения. Вдумчивый человек – это глубоко вникающий во что-то. Нам предстоит- разобраться в содержании прочитанного, понятьавторский замысел;- оценить поступки героев;- учиться формулировать и аргументировать своемнение;- развивать устную речь;- участвовать в коллективном обсуждениивопросов и проблем; “Добрый талант...” Знакомство с писателем. Перед вами отрывок из статьи о творчестве А.И. Куприна. Прочитайте его, выделив ключевые слова, определяющие особенности А.И. Куприна как человека и писателя Как вы думаете, почему рассказ получил название “Чудесный доктор”?Доктор, который неожиданно появился в жизни бедствующей семьи Мерцаловых, круто изменил ее судьбу, избавил от неминуемой гибели, подарил возможность встать на ноги, занять достойной место в обществе
Подберите синонимы к слову “чудесный”. Прекрасный, необыкновенный, замечательный, удивительный, великолепныйЗадумайтесь, почему из богатого синонимического ряда автор выбрал именно слово “чудесный”? Какую смысловую нагрузку несет это слово?Слово “чудесный” - производное от слова “чудо”, т.е. волшебство. Чудо - это исполнение сокровенных желаний, спасение, избавление от бед. Так происходит с семьей Мерцаловых, героями этого рассказа
Связан ли выбранный автором эпитет “чудесный” с временем действия рассказа? Когда оно происходит?События рассказа происходят в рождественский сочельник, т.е. накануне Рождества. Рождество у христиан связано с ожиданием счастья, радости, волшебства. Приход Христа в мир – это великое чудо, перевернувшее жизнь людей
Любите ли вы эти удивительные праздники, Новый год и Рождество? Какие чувства испытываете при их приближении? Как передана автором атмосфера праздничного вечера? Найдите в тексте описание улиц, витрин магазинов. “... сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они видели елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки...”, “праздничное оживление толпы”, “смеющиеся лица нарядных дам...”
Но эти рождественские елки горят не для двух мальчуганов, застывших у витрины гастрономического магазина. Гриша и Володя бросают на нее “влюблено-жадный взгляд”, но надеяться на подарки мальчики не могут. Выделение главных эпизодов рассказа (5) 1. Перед окном гастрономического магазина2. В подземелье у Мерцаловых3. Встреча в саду4. Доктор принес в дом свет и надежду5.Перемены в жизни семьи Мерцаловых


Художественный пересказ эпизода “В подземелье у Мерцаловых” Как автор показывает нищету и горе семьи? Обратите внимание на “говорящие” детали. «Говорящие» детали Двор, служивший для всех жильцов естественной помойной ямой; закоптелые, плачущие от сырости стены; постоянный запах нищеты; крик грудного ребенка; сердца, сжавшиеся от острого, недетского страдания; переделанное из старого ватного халата пальто Гриши; летнее пальто и войлочная шляпа Мерцалова Как случилось, что семья попала в беду?Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых?“Он не сказал жене ни одного слова, она ему не задала ни одного вопроса”. Почему муж и жена молчат?“В этот ужасный роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью”. Может ли подобное случится в наши дни? “Выйдя на улицу, он (Мерцалов) пошел бесцельно вперед... Он уже хотел... исполнить свое страшное намерение...”. Самоубийство – это страшный грех. Почему эта мысль приходит в голову главе семейства? Мерцалов чувствует свое бессилие. Все его попытки помочь семье, выйти из бедственного положения кончаются крахом. Скудные сбережения семьи были потрачены на его лечение. Он жив, а ребенок мертв, маленькая Машутка на пороге смерти. Мерцалова мучит совесть: “... бежать без оглядки, чтобы только не видеть молчаливого отчаяния голодной семьи. - Что его остановило? Как вы думаете, случайно ли появление в пустынном вечернем саду чудесного старика?Найдите описание заснеженного сада, объятого вечерним покоем. Какие художественные средства передают ожидание чего-то особенного? “Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии”. Сравнение снежного убора деревьев с ризами настраивает на высокий, торжественный лад. Автор использует эпитеты и олицетворения: “глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад”. Ролевое чтение эпизода “Встреча Мерцалова с незнакомцем в парке”Почему Мерцалов, вначале озлобившись, потом открылся незнакомцу?Никто до этого не обращал внимания на измученного горем человека, его прогоняли и поучали, а незнакомец расспрашивает о беде, готов помочь: “Расскажите мне все по порядку и как можно короче. Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас
Что последовало за этим?Не мешкая, старик начинает действовать: “Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал”.
Почему отчаявшаяся от горя мать выполняет всё, что велит этот незнакомый человек? Вот оно, настоящее чудо, чудо случайной встречи! Рукотворное чудо, имя которому – деятельное сострадание и участие. “Обыкновенное” чудо, естественное для каждого совестливого человека.Что изменилось в доме бедной семьи с приходом доктора? Выразительное чтение отрывка до слов: “Дай бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнесся к вам, чем этот, а главное – не падайте никогда духом”.Как вы думаете, почему “чудесный доктор” отказался назвать свое имя?Это бескорыстный и скромный человек, недаром взрослый Григорий Емельянович называет его святым. Совершив доброе дело, он не ждет за это никакой благодарности
Как дальше изменяется жизнь Мерцаловых?“С тех пор словно благодатный ангел снизошел в нашу семью”
Просто чудо совершил этот святой человек? Что означает слово “святой”? Святой - духовно и нравственно чистый, деятельное сострадание его имело чудодейственную силуФамилия “чудесного доктора” - Пирогов. Николай Иванович Пирогов – знаменитый врач-хирург, профессор медицины (1810 – 1881 г.г.).Это самоотверженный, бескорыстный человек, посвятивший всю свою жизнь спасению людей.

Выдающийся хирург Николай Пирогов провел около 10 000 операций, спас жизни сотням раненых во время Крымской, франко-прусской и русско-турецкой войн, создал военно-полевую хирургию, основал Общество Красного Креста, положил начало новой науки – хирургической анатомии. Он первым начал применять эфирный наркоз при оперировании. Последние годы жизни он провел в имении в поселке Вишня, где открыл бесплатную клинику и вел прием больных.
Подводим итоги 1. Что означает слово “милосердие”?Готовность помочь кому-нибудь из сострадания. 2. Какие высказывания, по-вашему, созвучны с основными мыслями урока?“Делай добро, не разбирая кому. Добро, которое ты сделал, не пропадет, если даже ты забудешь про него”. (Л.Н. Толстой)“Жалейте друг друга. Жалейте – и вы будете счастливы”. (Е.Л. Шварц)“Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться”. (И. Гете)“Будьте добры друг к другу. От зла происходит зло”. (А.С. Грин)
Спешите стать терпимей и добрейИ отдавать спешите научиться, Чтобы потом у запертых дверей, Когда окончен пир, не очутиться. В. Сергеев Не дайте зазябнуть вашим душам! Верьте в чудеса! Помните, что чудо может совершить любой человек, если он будет внимателен к людям и милосерден. Сочинение-рассуждение1. Можно ли согласиться со словами Григория Мерцалова, что “... то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо”?2. Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: “... главное – не падайте никогда духом”?3. В какие чудеса следует верить людям?