Инновационные интерактивные формы и методы в работе педагога-психолога
МБОУ ГОРКОВСКАЯ СОШИнновационные интерактивныеметоды и формы работыпедагога-психологас обучающимисяобщеобразовательных школ Педагог-психолог Чеканова А.В.
Направления деятельности педагога-психолога в рамках психологического сопровождения реализации ФГОС1.Организационно-методическая работа.2. Консультативно-диагностическая работа.3. Коррекционно-развивающая работа.4. Просветительская и профилактическая работа.5. Экспертная работа.
Методы работы педагога-психологаВ своей работе педагог-психолог применяет целый ряд методов. Понятие "метод" означает совокупность способов и приемов, используемых в работе. Наиболее используемыми в психологии являются наблюдение, опрос, интервью, психодиагностические тесты (они делятся на несколько групп), эксперимент, моделирование, методы коррекции и развития (в них также выделяют несколько групп).
Методы работы педагога-психологаИз всего многообразия методик и техник каждый специалист формирует свой "арсенал" или методическую копилку.На выбор методов влияют особенности и требования конкретной ситуации, например, необходимый уровень глубины анализа, время, отводимое на работу, количество детей, которых нужно охватить данной работой, специфика проблемы и т. д.
Методы работы педагога-психологаМетоды работы педагога-психологаможно разделить на исследовательские и консультативные (коррекционно-развивающие).Одну из наиболее полных классификаций психологических методов исследования дал болгарский ученый Г. Пирьов. Он выделил шесть групп методов.
Исследовательские методы педагога-психолога
Наблюдение Заключается в систематическом и целенаправленном восприятии объектов, ситуаций, явлений.В школе педагог-психолог использует наблюдение для изучения отдельных учеников (особенностей их личности и взаимодействия с другими детьми) и целых классных коллективов (взаимоотношений в них, ролевого распределения).
Этапы наблюдения 1. Фиксация того, что видит педагог-психолог. 2. Формулировка гипотез. 3. Проверка их в ходе новых наблюдений. 4. Истолкование результатов.
НаблюдениеНаблюдение - один из наиболее субъективных методов, в нем многое зависит от ценностных ориентации, особенностей личности и состояния наблюдателя, от его отношения к наблюдаемым, а также стереотипов суждений.
Наблюдение Известный психолог А.А. Бодалев доказал это в небольшом, но очень показательном эксперименте. Двум группам людей показали фотографию одного и того же человека. Одной группе сказали, что это герой, другой - что преступник. Людей просили описать портрет изображенного человека. Лицо "героя" описывали как мужественное, волевое, с правильными чертами, выразительным взглядом. "Преступника" - как зверюгу с мешками под глазами, массивной фигурой и тяжелой челюстью. То же самое происходит и с педагогом-психологом. У "хороших" учеников он начинает замечать хорошие поступки и не обращать внимания на плохие, у "плохих" - наоборот.
Анализ продуктов деятельностиПо продуктам и результатам деятельности можно судить об особенностях психики, развития личности ребенка, его общения с другими людьми. К таким результатам можно отнести, например, детские рисунки и сочинения, в которых выражены отношение ученика к себе, другим людям, моральным нормам и ценностям, его мысли о будущем; продукты трудовой деятельности человека, по которым можно судить об уровне его квалификации и таланта; результаты выполнения заданий по отдельным предметам.
Опросные методыАнкетирование, интервью, опрос, беседа.Эти методы предполагают набор вопросов, которые предъявляются обследуемым в устной (интервью) или письменной форме (анкета). Вопросы составляются авторами анкет так, чтобы полностью достичь цели исследования и проверить выдвинутые гипотезы.Опросники также представляют собой вид анкеты, составленной для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности.Беседа - не регламентирована заранее составленными вопросами, а иногда даже и темой, и формой.
Тестирование Тест - это система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности.Достоинство любого теста в том, что он дает возможность количественно, в цифрах, баллах или процентах, оценить сложные качества и свойства личности или характера (например, выраженность той или иной черты характера, типа темперамента).
Методы психологического консультированияПрименяются при коррекционной и развивающей работе.В их основе лежит специальным образом построенное общение педагога-психолога с учеником или группой учащихся. Применяют методы консультирования для того, чтобы с их помощью актуализировать или активизировать особенности человека (способности, черты характера, особенности личности, навыки общения и др.) и дать ему возможность развить их, изменить или с их помощью найти выход из сложной жизненной ситуации.
Классификация методов психологического консультирования1. Методы индивидуального и групповогоконсультирования.2. Методы активного и пассивного консультирования. (Первая группа основана на активном вовлечении учащихся в процесс обсуждения их проблем и направлений развития, преодоления негативных черт поведения и тренировки необходимых навыков. Вторая группа методов применяется в том случае, когда консультант разъясняет ученику особенности его личности и поведения, но ученик при этом пассивен.)3. Способ классификации методов консультирования - в зависимости от теории, на основе которой он разработан.
Интерактивные формы работы педагога-психологаСлово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать.Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).
Интерактивные формы работы педагога-психологаИнтерактивные формы и методы обозначают влияние на обучающегося через участие и взаимодействие. «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю», говорится в китайской поговорке. Методология участия и взаимодействия полностью вовлекает в процесс воспитания.Интерактивные формы работы могут использоваться в работе с педагогами, с обучающимися, и с их родителями.
Классификация интерактивных форм работыСоциально-психологические проекты.Психолого-педагогическая олимпиада.Социально-психологический тренинг.Дискуссия.Сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).Игровая терапия (творческие игры, в том числе деловые, ролевые).Арттерапия.Сказкотерапия.
ТренингиТренинги позволяют активизировать, скорректировать навыки общения, расширить поведенческий репертуар, дают ориентиры возможного поиска эффективного взаимодействия партнеров.
Игровая терапияЭто метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности.
АрттерапияСпециализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном, и творческой деятельности. Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
СказкотерапияМетод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
С обучающимися 1-4 классов проводятсязанятия по психологии (внеурочная деятельность).Для проведения этих занятий используем программы Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я».Причины выбора этих программ - они учитывают возрастные особенности детей, их социальную ситуацию развития, содержат упражнения для адаптации первоклассников и упражнения для 4-го класса, направленные на подготовку к переходу в среднюю школу.
Интерактивные формы работы на базе МБОУ Горковская СОШПри проведении занятий используются интерактивные формы работы с обучающимися:упражнения-активаторы,ролевые игры,групповые игры,сказкотерапия,дискуссии,ART-терапия (рисунок по сказке).В курсе есть упражнения, использующие ART-терапию для борьбы со страхами (нарисуй свой страх и разукрась его так, чтобы он был смешным).
Интерактивные формы работы на базе МБОУ Горковская СОШ8 и 9 класс мы готовим к профориентации, используем программу предпрофильной подготовки Г.В. Резапкиной. Её дополняем профориентационными упражнениями.
Профориентационные упражненияУпражнение «Имя - легенда»Учащимся предлагается придумать себе псевдоним–профессию, которой они хотели бы овладеть. Затем каждый из учеников представляется, говорит о той профессии, которую он выбрал для себя, кратко объясняя, чем она его привлекла и записывает ее на бейдж рядом с именем.
Профориентационные упражненияУпражнение «Калейдоскоп профессий»Ведущий раздает карточки каждой команде, в которых указаны пять групп профессий (по Климову). Затем командам дается задание: те профессии, которые написанные в каждой команде на бейджах, необходимо соотнести с классификацией представленной на карточке. Профессии необходимо вписать в один из столбцов. Правильность выбора проверяется ведущим).
Профориентационные упражненияУпражнение «Могу, хочу, надо»Снова образуется единая команда, которую необходимо разделить на две группы (группа «Хочу» и группа «Надо»). Один участник группы «Хочу» делает шаг вперед и говорит: «Я хочу быть бухгалтером (любая другая профессия)». Участники группы «Надо» отвечают: «Тогда тебе надо хорошо знать математику (любое другое необходимое для профессии условие)». Если выдвинутое условие соответствует способностям и возможностям участника группы «Хочу», он переходит в группу «Могу».
СПАСИБО!