Презентация «Использование интерактивных форм взаимодействия с семьями обучающихся в период адаптации первоклассников» 
Итоговая работапо теме:  Использование интерактивных форм взаимодействия с семьями обучающихся в период адаптации первоклассников Выполнил учитель начальных классов  МБОУСОШ№134г.о.СамараВишневская Юлия Владимировна Самара – 2013 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности  гражданина России         Важнейшая цель современного образования и   одна из приори-тетных  задач общества и государства:  это  воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Ступени развития гражданина России:I.    Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семьеСемейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. II. Осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного города, района, области, республики.        Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».  III. Принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Актуальность  Современное общеобразовательное учреждение важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколенияВнедрение ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе образования, отвечает новым социальным  запросам. Образовательное учреждение ориентировано на помощь семье в формировании социально компетентной личности обучающегося, способной решать проблемные задачи (адекватные его возможностям) и  активно взаимодействовать с окружающими людьми.Педагог заинтересован в том, чтобы родители были увлечены жизнью детей в школе, их интересами и заботами.Зачастую родители неохотно откликаются на встречи с педагогами, т.к. они нередко проходят   в виде отчетов и поучающих бесед. Выход из этого положения видится в изменении форм и методов  сотрудничества с ними. в стремлении «перестроить » родителей из пассивных наблюдателей в активных участников педагогического процесса. Противоречия Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации.С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании и адаптации обучающихся к новым условиям.С другой стороны, процесс адаптации к новым условиям обучающихся как правило не заслуживает должного внимания учителя и протекает стихийно, в то время, когда адаптация первоклассника теснейшим образом связана с родительскими установками в семьях обучающихся. Проблема     На основе анализа недостатков выявляется значимая профессиональная проблема: обеспечение интерактивного взаимодействия с семьями обучающихся с целью снижения рисков затянувшейся адаптации к условиям школы первоклассников. Решение проблемы Решение проблемы успешной адаптации ребенка во многом определяется характером взаимодействия школы и семьиСемья – один из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Гипотеза Создание определенных социально-психологических условий ведут к успешной адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения.Для исследования успешной адаптации обучающихся к школе проводится мониториг . Мониторинг  исследования  успешной  адаптации  ребенка  к школе     Объект исследования : учащиеся 1«А» класса (испытуемый класс), 1 «В» класса (контрольный класс);  родители.    Предмет исследования:интеллектуальная   готовность;личностная готовность;волевая готовность.        Мониторинг  исследования  успешной  адаптации  ребенка  к школе Цель исследования : анализ результатов педагогической деятельности по  проблеме адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения.Задачи исследования:а) провести анализ психолого-педагогической литературы с целью изучения феномена адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения;б) подобрать методы исследования по заявленной проблеме (анкеты,    диагностические методики, наблюдения);в) применить диагностические материалы на практике. На основе выводов исследований определить пути работы над проблемой. Методика исследования Для исследования педагогической готовности первоклассников к школе мы использовали методику Л.Е. Журовой.Для изучения уровня учебной мотивации первоклассников мы использовали анкету Н.Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации первоклассников» Анкета для родителей первоклассников «Адаптация ребенка к школе»     М.Р. Битяновой направлена на определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассников к школьному обучению. Определение педагогической готовности детей к школьному обучению                                                                                  Таблица №1  Результат диагностики        Результаты оценки уровня школьной мотивации  первоклассников.                                                              Таблица №2 Контрольный класс Испытуемый класс Уровень  Число первоклассников Уровень Число первоклассников Высокий 5  Высокий 8  Средний  14  Средний  15 Низкий 8  Низкий  4  Уровни школьной мотивации Контрольный класс Испытуемый класс 1 . Высокая школьная мотивация  4 человека  8 человек  2. Нормальная мотивация  1 1 человек  15 человек  3. Внешняя школьная мотивация  7 человек  3 человека  4. Низкая школьная мотивация  4 человека  1 человек  5. Дезадаптация  1 человек  0 человек  Всего  27 человек  27 человек  Результат диагностики Рост числа учащихся, успешно адаптировавшихся к школе, в испытуемом классе составил    70,4 %, это на 48,2 % больше, чем в контрольном классе на начало ноября месяца  2012-2013  учебного года. Показатели уровня адаптации Контрольный класс Испытуемый класс Адаптация к школе  6 человек  19 человек  Возможная дезадаптация  1 6 человек  7 человек  Дезадаптация  5 человек  1 человек  Всего  27 человек  27 человек  Результаты анкеты для родителей «Адаптация ребенка к школе».                      Таблица №3 На основе выводов исследований определяются пути работы над проблемой.  Повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы); Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы); Участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).         Интерактивные формы и методы взаимодействия с родителями  в период адаптации первоклассника  должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала. Интерактивные формы  взаимодействия с родителями (традиционные и нетрадиционные) и  методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование Традиционные формы взаимодействия c родителями Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями  Родительские собрания: Общеклассные и общешкольные конференции Индивидуальные консультации педагога Посещения на дому Родительские тренинги Дискуссии Психологические разминки Круглые столы Устные журналыПрактикумы Родительские вечера Родительские чтения Родительские ринги   Формы  взаимодействия с родителями обучающихся .                       Таблица №4  Для достижения новых образовательных  результатов необходимы изменения условий (кадровое,научно-методическое,материально-техническое,нормативно-правовые,информационные, организационные) а) К кадровым изменениям относится: привлечение к работе психолога (для оценивания результата проектными методиками).б) Научно-методические изменения: - создание методической копилки по темам: «Адаптация первоклассников к школе. Взаимодействие с родителями .» - повышение уровня знаний в данной области через обучение на курсах, взаимодействие с другими педагогами, психологом;- доступность интернет-ресурсов [www.nsportal.ru, www.maaam.ru, www.sipkro.ru] для получения знаний по заданной теме;- разработать серию консультаций для родителей;в) Материально-техническая часть обеспечивается из разных источников, поэтому тоже должна проектироваться, т. е. быть объектом моделирования(библиотечный фонд (книгопечатная продукция);печатные пособия; технические средства обучения; экранно-звуковые пособия, дидактический материал, оборудование класса) г) Нормативно-правовое обеспечение проектирования — это учет при разработке деятельности учащихся и педагогов конституции, законов и указов верховной власти и сферы непосредственного управления образования.  д) Информационные изменения – это создание электронных образовательных пособий и использование ИКТ в работе (посещение сайтов, с целью получения опыта других педагогов).е) К организационным изменениям можно отнести само изменение в работе учителя в соответствии с разработанным  образовательным стандартам. Использование наиболее эффективных форм работы, улучшение предметно-развивающей среды, внедрение опыта воспитания семьи, активное включение родителей в педагогическую деятельность (приглашение их как специалистов).  Спасибо за внимание!