Презентация на тему Выразительные словообразовательные средства языка к уроку русского языка в 10 классе по теме Выразительные словообразовательные средства
Тема урока: выразительные словообразовательные средстваЦели урока:1.Познакомить с выразительными словообразовательными средствами, совершенствовать коммуникативную, лингвистическую компетенции учащихся посредством анализа текстов, продолжить работу по формированию орфографических, речеведческих навыков школьников, повторить способы образования слов.2.Развивать мыслительно - речевую деятельность учащихся, умение анализировать, логически верно излагать свои мысли, находить в тексте слова с суффиксами субъективной оценки.3.Воспитывать осознание национального своеобразия русского языка, внимательное отношение к слову.
Проверочный тестСамостоятельная работа. 1.В каком ряду все слова однокоренные?А) Дрожать, продрогнуть, вздрагивать;Б) кусать, закуска, вкусный;В ) Воспитать, питание, подписка;Г) утроить, третий, трефовый.2.В каком ряду во всех словах нулевое окончание?А) Вбок, вброд, ввысь;Б) вверх, вдаль, взлет;В) ввоз, вдох, взгляд;Г) вниз, вдоль, взмах.3.В каком ряду все слова не имеют окончания?А) Крюк, номер, насквозь;Б) мышь, здесь, четверо;В) издавна, заново, лишь;Г) напрокат, самокат, вдоволь.4.В каком ряду во всех словах выделенные морфемы являются формообразующими?А) Наи-меньший, от-плыть, напева-я;Б) сдела-л-а, велич-айш-ий, принес-и;В) красив-ее, вынес-л-а, снов-а;Г) пере-пилить, ши-л-и, весел-ей.5.В каком ряду во всех словах выделяется приставка над-?А) Надпись, надуманный, надоедать;Б) надрез, надомница, надувной;В) надломленный, надкусить, надсечка;Г) надрубка, надрываться, надежность. 6. В каком ряду во всех словах выделяется приставка ис-? А) Искалеченный, исколесить, искрометный;Б) искореженный, искоса, искательница; В) искривленный, искуситель, исключительный; Г) искупление, исклеванный, ископаемые. 7. Какое слово имеет в своём составе приставку, корень, два суффикса, окончание?А) Приходил; Б) освободить;В) помнишь; Г) закончив
Ответы к тесту1 А2 В3 В4 Б5 В6 Г7 А
Найдите ошибки, которые появились в связи с неправильным образованием слов. Исправьте предложения.1.Змеи относятся к животным класса пресмыкающих.2.Ребёнок должен привыкнуть сам убираться у себя в комнате.3.Это был беспрецендентный случай.
Какая разница в значении слов? Благодаря чему изменилось значение слова?- Я приобрел книжонку, - сказал мой собеседник и назвал фамилию поэта-классика.- Почему Вы говорите так пренебрежительно, - возмутился я.- Но ведь она тоненькая, да и формат небольшой, - ответил собеседник. Так я выяснил, что мой собеседник путает слова «книжечка» и «книжонка», не замечает разницы в их значении…
Проблемный вопрос :Обладают ли словообразовательные средства языка выразительными возможностями?
Работа с текстом.Она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке; с красными детски пухлявыми губками и нежными ручками, высматривала, как зверек.И.С.Тургенев «Отцы и дети»
Работа с текстом А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском звании родились? А все оттого, что милость божья к нам была. Кабы не она, и мы сидели бы теперь в избушке, да горела бы у нас не свечка, а лучинушка, а уж чайку да кофейку – об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких на ужин собирали. (Салтыков-Щедрин М.Е.)
Разговорный стиль (Функция общения). Суффиксы.
Разговорный стиль (Функция общения). Суффиксы.
Художественный стиль (Функция воздействия).Весь арсенал средств, включая уменьшительно-ласкательные суффиксы, суффиксы с уничижительным значением.
Выразительные возможности словообразовательных средств
Домашнее задание1. Составить словарный диктант (25- 30 слов) на тему «Искусство».2.Упражнение 124 на стр.683.*Подготовить связный ответ на тему «Роль выразительных словообразовательных средств»